Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА ДОМИНИРУЮЩИХ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ У ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ГОТОВНОСТИ ИХ К ОБУЧЕНИЮ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется тип доминирующих установок в отношении к природе у школьников, так как именно формирование мировоззрения человека, его системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, деятельности обусловливается, прежде всего, системой отношений, в частности экологических. Данный принцип приобретает особую актуальность в наши дни, когда резко усугубился разрыв между человеком и природой, когда подлинной гармонии в их отношениях становится все меньше. На основании результатов исследования делается вывод, что школьное образование практически не формирует коэволюционное отношение к природе, которое необходимо для устойчивого развития общества. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной становится задача организации процесса обучения в вузе с целью формирования экологического мышления, экологической культуры и этичности в отношениях с окружающей природной средой.

Об авторах

A. Maksheeva
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Н. Иваньковская
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Н. Белобородова
Бирская государственная социально-педагогическая академия
Россия


Список литературы

1. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество. - 2009. - № 4. - С. 74-92.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и цели развития тысячелетия / С.Н. Глазачев // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - №6. - С. 93-97

3. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. - 310 с.

4. Захаров, В.М. Экология, культура и устойчивое развитие / В.М. Захаров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - №2. - С. 34-37.

5. Захлебный, А.Н. Культурологический подход к экологическому образованию в интересах устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - №1. - С. 3-8.

6. Иваньковская, Н.А. Формирование этико-когнитивных отношений к природе у студентов в процессе профессионально-экологического обучения: Монография / Н.А. Иваньковская. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - 192 с.

7. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К.Я. Вазина. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.

8. Калмыков, А.А. Типология отношений человека и природы / А.А. Калмыков // Экологическая психология: Тез. II Рос. конф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 26-27.

9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. - М., 1996. - 32 с.

10. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 124-160.

11. Макшеева, А.И. Экологическое обучение студентов вуза: монография / А.И. Макшеева. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 156 с.

12. Макшеева, А.И. Моделирование методического обеспечения экологического обучения студентов вуза/ А.И. Макшеева // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no5 (дата обращения: 13.03.2015)

13. Макшеева, А.И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию/ А.И. Макшеева// Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. - URL: http:// http: //www.mininuniver.ru/ scientific /scientific_activities/vestnik/archive/no4 (дата обращения: 13.03.2015)

14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1992. - 921 с.

15. Романова, К.А. Отношение человека к природе (результаты исследования) / К.А. Романова. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2003. - 67с.

16. Романова, К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования: (концепция, опыт): монография /К.А.Романова. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 360 с.

17. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Киев: Рад. школа, 1972. - 244 с.

18. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 454.

19. Ясвин,В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000.

20. Barker, R.G. On the Nature of the Environment // Journal of Social Issues. - 1997. - № 19. - Р. 9-11.

21. Duncan, O.D., Schmore L.F. Cultural, Behavioral and Ecological Perspectives in the Study of Social Organization // Amer. J. Sociology. - 1999. - Vol. 65. - № 2. - P. 132-136.

22. Friedman, Th. Understanding Globalization. The lexus and the Olive Tree / Th Friedman. №4. - 2000. - P.9.

23. Lutz W. The end of world population growth / W. Lutz, W. Sanderson, S.Schevbov // Nature, vol. 412/2. VIII. - 2001.

24. Suvan A. J. (Ed) Environmental Education. London, 1996. - 85 p.


Рецензия

Просмотров: 438


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)