Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие бизнес-образования в технических университетах России

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-8

Аннотация

Введение. Уникальные возможности бизнес-образования в технических университетах России во многом ещё не раскрыты. Требуются обоснованные смелые системные решения, которые бы позволили вывести его на новый уровень, устранив описываемые в статье препятствия. Целью исследования стало комплексное рассмотрение ситуации в технических университетах с бизнес-образованием подготавливаемых кадров для промышленных предприятий России как центрах роста экономики и предложение путей системного развития такой подготовки с использованием существующих в стране возможностей.
Материалы и методы. При выполнении исследования, кроме анализа научных источников, законодательства, текущих активностей, связанных с рассматриваемой тематикой, представителей государственной власти, использовались опросы студентов, профессорско-преподавательского состава вузов технической направленности, анализ выполненных студентами 332 бизнес-планов, сравнительный анализ интенсивности и результатов бизнесобразования студентов и кадрового резерва предприятий.
Результаты исследования. В статье обосновывается целесообразность активного государственного финансирования второй ступени высшего образования в технических университетах по направлениям, относящимся к бизнес-образованию. Наибольший эффект будет получен при обучении на второй ступени тех, кто получил базовое отраслевое образование на первой. Автором предложена графическая модель возможного взаимодействия субъектов в организации и поддержке второй ступени высшего бизнесобразования в технических университетах. Рассмотрены противоречия между целями и мотивацией субъектов бизнес-образования в технических университетах. Проанализированы их причины, рекомендации по исправлению сложившейся ситуации. Рассмотрены направления поддержки талантливых студентов, получающих бизнес-образование в технических университетах России. Проанализированы позитивные результаты в этой сфере и даны рекомендации по дальнейшему развитию такой поддержки.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты отражают актуальную ситуацию относительно бизнес-образования в технических университетах. Значимость исследований заключается в раскрытии направлений деятельности по совершенствованию подготовки кадров в технических университетах, способных повысить экономическую эффективность бизнес-процессов российских предприятий. К аргументам увеличения числа бюджетных мест на такие направления подготовки относится необходимость передачи знаний в области экономики и управления кадровому резерву организаций из технических специалистов, а также возвращающимся со службы военнослужащим. В настоящее время государство должно создать условия, чтобы достаточно большое число людей, проявивших себя на поприще защиты интересов Родины, имели бы возможность построения карьеры на госслужбе, в управлении экономическими процессами.

Об авторе

В. Н. Иванов
Омский государственный технический университет
Россия

Иванов Виталий Николаевич – доктор технических наук, профессор 

Scopus ID: 57198818540, Researcher ID: D-6847-2019 

Омск



Список литературы

1. Войкина Е. А. Производительность труда в России и за рубежом: сравнительный анализ и перспективы роста // Экономическое возрождение России. 2018. Т. 4, № 58. С. 114-122. EDN: YQODMT.

2. Дагаева Е. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к предпринимательству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 7. С. 48-67. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11061.

3. Донских О. А., Логунова Л. Ю., Уткина А. Н. Профессиональное достоинство профессора // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 71. С. 192-203. EDN: RCFLNC.

4. Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Экспертная оценка места университета в экосистеме образования взрослых // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 4. С. 9-32. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-9-32.

5. Зотиков Н. З. Производительность труда в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» // Управление. 2024. Т. 12, № 2. С. 31-39. DOI: 10.26425/2309-3633-2024-12-2-31-39.

6. Иванов В. Н. Совершенствование системы управления образованием и наукой в российских вузах // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 3. С. 61-70. EDN: YCKMLR.

7. Концепция технологического развития РФ до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/technological-2023.pdf (дата обращения: 10.04.2025).

8. Крылов П. А. Проблема трансфера технологий от науки в бизнес // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 3. С. 220-239. EDN: OTKQIW.

9. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю., Маслова Е. А. В чем разница между «самыми лучшими» и «достаточно престижными» университетами? Карьерные ожидания студентов ведущих и неселективных вузов // Вопросы образования. 2024. Т. 3, № 2. С. 171-210. DOI: 10.17323/vo-2024-18619.

10. Марков А. Р., Шагас Н. Л., Мерекина Е. В., Москалева А. А. Проблема инфляции оценок: измерение и анализ // Вопросы образования. 2024. Т. 3, № 2. С. 211-242. DOI: 10.17323/vo-2024-19712.

11. Махотаева М. Ю., Бакуменко О. А. Факторы выбора карьерной траектории иностранными выпускниками региональных университетов (на примере СевероЗападного федерального округа) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 11. С. 90-105. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-90-105.

12. Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 185-213. DOI: 10.17323/vo-2024-17333.

13. Нартова-Бочавер С. К., Бардадымов В. А., Ерофеева В. Г., Хачатурова М. Р., Хачатрян Н. Г. Трудные жизненные ситуации обучающейся молодежи // Вопросы образования. 2024. № 2. С. 170-202. DOI: 10.17323/vo-2024-17187.

14. Николаев В. К., Скворцов А. А. Модель предпринимательского университета в контексте регионального развития: опыт Московского Политеха // Terra Economicus. 2023. Т. 21, № 1. С. 108-121. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-1-108-121.

15. Реброва Т. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона на примере Оренбургской области // Век качества. 2023. № 2. С. 104-113. EDN: GLYRUB.

16. Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности российских вузов в контексте проблемы кадрового воспроизводства // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 10. С. 12-47. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-10-12-47.

17. Сальников В. А. Индивидуальность. Возраст. Способности. Одаренность (в системе спортивной деятельности). Омск: СибАДИ, 2024. 520 с. ISBN 978-5-00113-229-5.

18. Спиридонова Е. В., Калошина Т. Ю. Обучение бережливому производству студентов технического университета на основе бизнес-симуляторов // Образование и наука. 2025. Т. 27, № 2. С. 34-57. DOI: 10.17853/1994-5639-2025-2-34-57.

19. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 10.04.2025).

20. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 10.04.2025).

21. Усманов М. Р., Шушкин М. А., Назаров М. Г., Крылов П. А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 83-93. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.006.

22. Филиппов И. А., Шешуков К. А., Стажарова Д. М. Проблемы и перспективы оценки влияния студенческого предпринимательства на российскую экономику // Modern Economy Success. 2024. № 4. С. 269-277. DOI: 10.58224/2500-3747-2024-4-269-277.

23. Шакурова Е. С., Бабин С. В., Старчикова И. Ю. Внедрение балльно-рейтинговой системы в учебный процесс технического вуза: анализ мнений студентов // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 2, № 44. С. 47-58. DOI: 10.32744/pse.2020.2.4.

24. Шибанова Е. Ю. Политика NPM в высшем образовании: обзор влияния «нового государственного управления» на эффективность и производительность вузов // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 241-281. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-241-281.

25. Ятлук Л. Ю. Стратегии и тактики адаптации ученых в условиях перехода к предпринимательскому университету // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 165-192. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-165-192.

26. Cervantes Muñoz M. A., Devece C., Peris-Ortiz M. University-level entrepreneurship education: a bibliometric review using Tree of Science // Multidisciplinary Journal for Education, Social and Technological Sciences. 2024. Vol. 11, no. 1. Pp. 1-19. EDN: NJXJIX.

27. Colombelli A., Loccisano S., Panelli A., Pennisi O.A.M., Serraino F. Entrepreneurship Education: The Effects of Challenge-Based Learning on the Entrepreneurial Mindset of University Students // Administrative Science. 2022. Vol. 12, no. 1. P. 10. DOI: 10.3390/admsci12010010.

28. Elbaz A. M., Salem I. E., Darwish A., Alkathiri N. A., Mathew V., Al-Kaaf H. A. Getting to Know ChatGPT: How Business Students Feel, What They Think About Personal Morality, and How Their Academic Outcomes Affect Oman’s Higher Education // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7. P. 100324. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100324.

29. He L., Zheng L. J., Sharma P., Leung T. Y. Entrepreneurship education and established business activities: An international perspective // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22, no. 1. P. 100922. DOI: 10.1016/j.ijme.2023.100922.

30. Iashin A. A., Klyuev A. K., Bagirova A. P., Williams D. Entrepreneurship Education Programs Research in Russia: Stakeholder Expectations and University Practice // The Education and Science Journal. 2022. Vol. 24, no. 9. Pp. 92-117. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-92-117.

31. Lv M., Zhang H., Georgescu P., Li T., Zhang B. Improving Education for Innovation and Entrepreneurship in Chinese Technical Universities: A Quest for Building a Sustainable Framework // Sustainability. 2022. Vol. 14, no. 2. P. 595. DOI: 10.3390/su14020595.

32. Nguyen G. N., Nguyen T. K. Entrepreneurial passion of business and technical students: The roles of subjective norms, entrepreneurial education, entrepreneurial self-efficacy, and risk propensity // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22, no. 3. P. 101012. DOI: 10.1016/j.ijme.2024.101012.

33. Prashar A. Assessing the flipped classroom in operations management: a pilot study // Journal of Education for Business. 2015. Vol. 90, no. 3. Pp. 126-138. DOI: 10.1080/08832323.2015.1007904.

34. Rocha R. G., Paço A. do, Alves H. Entrepreneurship education for non-business students: A social learning perspective // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22, no. 2. P. 100974. DOI: 10.1016/j.ijme.2024.100974.

35. Steindórsdóttir B. D., Arnulf J. K., Norbom H. M. Does Grade Point Average Have a LongLasting Impact on Career Success Later in Life? A Resource Caravans' Perspective from Adolescence to Mid-Career // Journal of Vocational Behavior. 2024. Vol. 155. P. 104063. DOI: 10.1016/j.jvb.2024.104063.

36. Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria // European Planning Studies. 2015. Vol. 23, no. 9. Pp. 1722-1740. DOI: 10.1080/09654313.2015.1052782.

37. Yunus N. M., Zainudin Z. N., Yusop Y. M., Othman W. N. W., Kamarudin E. M. E., Anuar M. Understanding Career Decision-Making: Influencing Factors and Application of Krumboltz's Social Learning Theory // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2024. Vol. 14, no. 7. Pp. 36-51. DOI: 10.6007/IJARBSS/v14-i7/21562.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)