Наука VS преподавание: поиск баланса в профессиональной деятельности преподавателей вузов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-3-1
Аннотация
Введение. В последние десятилетия существенно выросла роль научной работы как элемента профессиональной деятельности преподавателей, а показатели публикационной активности стали важнейшими параметрами, используемыми для оценки эффективности не только отдельных работников, но и вузов в целом. Возникла необходимость формирования новых управленческих механизмов, учитывающих изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности преподавателей.
Материалы и методы. В исследовании использован широкий спектр методов – синтез, сравнение, дедукция, аналогия. Эмпирическую базу составляют данные статистики, а также социологических исследований по проблемам научной и педагогической деятельности преподавателей высшей школы.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что в профессиональной деятельности преподавателей вуза не сформирована сбалансированная система трудовых затрат на выполнение основных видов профессиональной деятельности – научной и педагогической. Основная причина – деформация системы оценочных показателей, в рамках которой доминируют параметры научно-исследовательской активности преподавателей. Адаптация преподавателей к новым требованиям вузов происходит в различных формах, но чаще всего обеспечение высоких наукометрических показателей осуществляется за счет сокращения внимания к педагогической работе.
Обсуждение и заключения. В поисках баланса между научной и педагогической деятельностью каждый преподаватель разрабатывает собственную профессиональную стратегию. Для решения данной задачи на уровне вузов предпринимаются административноуправленческие и организационно-экономические меры, ориентированные на создание условий и формирование устойчивой мотивации преподавателей. Успешная реализация данных мероприятий будет способствовать предотвращению распространения «имитационных» стратегий как форм адаптации к завышенным требованиям, предъявляемым к преподавателям со стороны администрации вузов.
Об авторе
И. Ю. ИльинаРоссия
Ильина Ирина Юрьевна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом
ResearcherID: К-1735-2018
Москва
Список литературы
1. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. № 8-9. С. 9-19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19.
2. Большунова Т. В., Овчинникова Э. В. Проблема академического мошенничества в цифровом обществе // Человек. Общество. Наука. 2020. № 3 (3). С. 20-23. DOI: 10.53015/2686-8172_2020_3_20.
3. Гибадуллин А. А. Исчезновение сути научной деятельности на фоне имитационных показателей // Академическая публицистика. 2024. № 1-1. С. 586-589.
4. Гусев Д. А., Минайченкова Е. И. Научная и педагогическая составляющая профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения, или "последовательное" и "параллельное соединение" ученых степеней и званий // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 3 (32). С. 7-21. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-7-21.
5. Деркачев П. В., Варакина Ж. Л., Гусева Н. С., Клишевич Н. С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы. // Университетское управление: практика и анализ. 2022. № 26 (1). С. 54-67. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.004
6. Ершова И. В. Университетский профессор: научная траектория в условиях интеграции и интернационализации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 7 (83). С. 136-144. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.83.7.136-144.
7. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии // Образование и наука. 2022. № 5. С. 148-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180.
8. Ильина И. Ю. Занятость и статусные характеристики преподавателей российских вузов // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16, № 5 (124). С. 34-41. DOI: 10.17922/2071-3665-2017-16-5-34-41.
9. Ильина И. Ю. Научно-педагогическая карьера преподавателя вуза: показатели карьерного роста и мотивация // Экономика образования. 2020. № 2 (117). С. 51-58.
10. Индикаторы науки: 2023: статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 416 с.
11. Касавин И. Т. Публикация как смерть автора // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5, № 3. С. 6-16. DOI: 10.32326/2618-9267-2022-5-3-6-16.
12. Князева Н. В., Михайлова И. П., Усманова Н. В. Цифровые компетенции преподавателей высшей школы: преодоление барьеров и адаптация к вызовам цифровизации образования // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 1059-1062. DOI: 10.34925/EIP.2024.162.1.202.
13. Лагусева Н. Н. Стратегия развития науки в вузе: от реалий к "перезагрузке" // Вестник РМАТ. 2022. № 1. С. 34-41.
14. Макарова Л. Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 6 (77). С. 101-110.
15. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Научная и педагогическая деятельности будущего преподавателя вуза: проблема соотношения // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7 (53). С. 197-203.
16. Мониторинг ВО. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образовании // Главный информационно-вычислительный центр: [сайт]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 15.08.2025).
17. Москвина Н. Б., Фишман Б. Е. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: ценностно-временные коллизии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 7. С. 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-144-155.
18. Моторин С. В., Филей В. А., Моторин А. С. Система сбора и обработки данных публикационной активности преподавателей университета // Заметки ученого. 2023. № 4. С. 42-46.
19. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 159-168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168.
20. Питухин Е. А., Зятева О. А. Анализ динамики публикационной активности вуза в разрезе категорий сотрудников // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 566-576. DOI: 10.32744/pse.2021.4.37.
21. Полихина Н. A. Публикационная активность научно-педагогических работников в России: результаты, тенденции, проблемы // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15, № 2. С. 196-222. DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-2.196-222.
22. Попова Н. Г., Хабирова Е. И. Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 8. С. 80-114. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-80-114.
23. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень / М. А. Кирюшина, Я. И. Алексеева, В. Н. Рудаков; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. 40 с.
24. Райчук Д. Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditornaya-nagruzka-pps-v-svetemirovogo-opyta (дата обращения: 15.08.2025).
25. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления "неуправляемыми" учёными // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 21-36. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36.
26. Романенко И. Н., Прохорова О. Б. Публикационная активность как одна из ведущих форм обобщения и распространения педагогического опыта: проблемы и пути решения // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 97-104.
27. Романов Е. В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму» // Вопросы экономики. 2023. № 2. С. 100-115. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-100-115.
28. Фетисова О. В. Успешность преподавателя в контексте современных принципов российского высшего образования // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14, № 4. DOI: 10.15862/79SCSK423.
29. Цветкова Л. А., Фищева О. В., Трапицын С. Ю. Исследование затруднений преподавателей в организации научно-исследовательской деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15, № 3 (52). С. 264-273. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-264-273.
30. Шестакова Л. Г. Интеграция количественных и качественных показателей публикационной активности преподавателя с позиции актуализированных ФГОС ВО // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 3-2 (93). С. 53-56. DOI: 10.23670/IRJ.2020.93.3.037.
31. Юревич А. В., Юревич М. А. Мусор в науке // Вестник Российской академии наук. 2021. Т. 91, № 8. С. 724-733. DOI: 10.31857/S0869587321080107.
32. Antón-Sancho Á., Vergara D., Sánchez-Calvo M., Fernández-Arias P. On the influence of the university tenure on the digital pandemic stress in higher education faculty // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13, no. 4. P. 335. DOI: 10.3390/bs13040335.
33. Giroth L. G. J., Lengkong J. S. J., Rotty V. N. J. Analysis of understanding education digitization concept during the pandemic in North Sulawesi province // Technium Social Sciences Journal. 2023. Vol. 50. Pp. 566-571. DOI:10.47577/tssj.v50i1.9944.
34. Stoyanov S. N., Glushkova T. A., Stoyanova-Doycheva A. G., Krasteva I. K. The virtual education space: concept, architecture, application // Informatics and Education. 2021. Vol. 9, no. 328. Рp. 47-54. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-9-47-54.