Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Специальные условия преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушением слуха

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2025-13-1-8

Аннотация

 

Введение. В статье рассматриваются вопросы обеспечения специальных условий преподавания учебного предмета «Физика» обучающимся с нарушениями слуха. Представлена характеристика категории обучающихся с нарушениями слуха с точки зрения неоднородности ее состава, особенностей психического развития. Показано значение учебного предмета «Физика» для речевого, когнитивного, личностного развития обучающихся с недостатками слуха. Обосновывается необходимость создания комплекса специальных психолого-педагогических, материально-технических и кадровых условий преподавания физики с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, особенностей их общего и речевого развития. В исследовании авторы опираются на базовые научно-методические положения отечественной научной школы сурдопедагогики. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с нарушениями слуха, важностью наиболее полной реализации возможностей данного предмета для качественного образования обучающихся, обеспечения их готовности к профессиональному образованию, овладения жизненными компетенциями.

Материалы и методы. Основными методами исследования являлись: анализ научно-методических материалов по вопросам освоения учебного предмета «Физика» обучающимися с нарушенным слухом и преподавания этого предмета; анализ и обобщение как общих, так и сурдопедагогических методов, приемов, средств, используемых в образовательно-коррекционной работе с обучающимися с нарушенным слухом, получающими образование на уровне основного общего образования.

Результаты исследования. В результате исследования выделены и описаны три группы специальных условий успешной реализации учебной дисциплины «Физика» для обучающихся с нарушенным слухом: материально-технические, психолого-педагогические и кадровые. Данные условия выделены на основе базовых принципов сурдопедагогики и отражают своеобразие применения специальных требований к урокам для детей с нарушенным слухом в случае преподавания естественно-научных дисциплин. Соблюдение описанных требований позволяет направить ресурсы описываемого учебного предмета не только на расширение области предметных знаний обучающихся, но и на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Обсуждение и заключения. Анализ научно-методических материалов показал дефицит исследований, определяющих особенности преподавания предмета «Физика» в школе для детей с нарушениями слуха. Вопросы реализации данных условий на практике составляют предмет для дальнейших исследований, проведения мониторингов и методической работы. Описание авторами условий реализации этого предмета может стать основой как для изучения качества преподавания естественно-научных дисциплин в образовательных организациях, реализующих ФАОП ООО (варианты 1.2; 2.2.1; 2.2.2) для обучающихся с нарушениями слуха, так и для разработки программ по повышению компетенций по реализации адаптированных программ у учителей-предметников.

Об авторах

Т. В. Николаева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Институт коррекционной педагогики
Россия

Николаева Татьяна Вячеславовна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-образовательной лаборатории предпрофессионального естественно-научного образования, НГПУ им. Козьмы Минина (Мининский университет); заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями слуха, ФГБНУ «ИКП».

Нижний Новгород; Москва



С. А. Шустова
Институт коррекционной педагогики
Россия

Шустова Софья Андреевна – специалист по проектной деятельности лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями слуха.

Москва



Список литературы

1. Абашина И. А., Свистунова И. А. Актуальные аспекты формирования физико-математических способностей у обучающихся с нарушениями слуха и речи // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: материалы II Международной электронной научно-практической конференции: в 4-х томах, Донецк, 18–20 октября 2022 года / под ред. Л. А. Деминской, Ю. А. Романенко [и др.]. Том 4. Часть 1. Донецк: Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», 2021. С. 7-10.

2. Абашина И. А., Свистунова И. А. Актуальные вопросы формирования физико-математических способностей у слабослышащих детей // ЭКСПЕРТ года 2021: сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 21 декабря 2021 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. С. 17-21. EDN MEOOCZ.

3. Багрова И. Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников: монография. М., 1993. 136 с.

4. Байбекова Г. Р. Создание электронного образовательного ресурса по физике для глухих и слабослышащих детей // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Кемерово, 11–13 октября 2018 года. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2018. С. 151-152.

5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1975. 143 с.

6. Газазян О. Ю. Экспериментальные качественные задачи на уроках физики как средство развития логического мышления, активизации познавательной деятельности глухих / слабослышащих обучающихся // Передовой педагогический опыт в современном образовательном пространстве: сборник научно-методических трудов, Армавир, 23 декабря 2022 года. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. С. 24-27.

7. Дьяченко А. С., Сивинский А. М., Дьяченко Л. А. Использование компьютерного класса при обучении физике детей с нарушениями слуха // Козыбаевские чтения – 2017: Казахстан и современные вызовы времени: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева. Петропавловск, 2017. Т. 2. С.154-157.

8. Иванов А. В. Активизация познавательной деятельности у обучающихся с нарушением слуха на уроках физики с помощью предметно-практической деятельности // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 5 (62). С. 9-11. EDN ZPTFZR.

9. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 2 вида: пособие для учителя: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 2004. 154 с.

10. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2014. 336 с.

11. Остонова Х. Г. Естествознание в школе // Экономика и социум. 2022. № 9 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvoznanie-v-shkole (дата обращения: 04.09.2024).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения: 04.09.2024).

13. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года (утв. Министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 г.) // Консорциум Кодекс: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1301008251 (дата обращения: 04.09.2024).

14. Программы для школ слабослышащих и позднооглохших детей. 2 отделение / под ред. Т. П. Ровковой. М.: Учпедгиз, 1962. 203 с.

15. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. 2-е изд., стер. М.: Советский спорт, 2006. 448 с. (Золотые страницы сурдопедагогики).

16. Сагдиева Р. Ф. Инклюзивное образование на уроках физики. Казань: ГАПОУ «Казанский строительный колледж», 2021. 17 с.

17. Стуре Т. К. Формирование научных понятий и практических умений у глухих учащихся в процессе изучения физики: методическое пособие. Л.: ЛВЦ ВОГ, 1989. 49с.

18. Стуре Т. К. Развитие мышления глухих учащихся при решении задач по физике: учебно-методическое пособие. Л., 1981. 28 с.

19. Стуре Т. К. Роль слова, наглядности и практического действия в техническом мышлении глухих // Дефектология. 1993. № 6. С. 51-56.

20. Федеральная рабочая программа учебного предмета «Физика» (для 7 – 10 классов) Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 1.2.) // ФРЦ ОВЗ: [сайт]. URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/05/Variant-1.2-Fizika.docx (дата обращения: 04.09.2024).

21. Федеральная рабочая программа учебного предмета «Физика» (для 7 – 10 классов) Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2.2) // ФРЦ ОВЗ: [сайт]. URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/05/Variant-2.2.2-Fizika.docx (дата обращения: 04.09.2024).

22. Четверикова Т. Ю., Шматко Н. Д. Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования обучающихся с нарушениями слуха для разных уровней образования. М.: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2021.

23. Яхнина Е. З. Развитие у глухих обучающихся восприятия и воспроизведения устной речи учебно-научного характера // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. № 4. С. 14-22. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_4_14.

24. Яхнина Е. З. Совершенствование диагностического инструментария для проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 6. С. 12-23. DOI: 10.47639/2074-4986_2023_6_12.

25. Яхнина Е. З., Четверикова Т. Ю. Содержание и организация специальной работы по речевому развитию обучающихся с нарушениями слуха при реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования: методическое пособие. М.: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2020. 93 с.

26. Abdul-Mumeen I., Abdulai A., Issaka A. C., Mahama H. Science education, curricula and the hearing impaired // African Journal of Chemical Education. 2023. Vol. 13, no. 3. Pp. 135-162.

27. Abenes F. M., Caballes D. G., Balbin S. A., Conwi X. L. Gamified Mobile Apps’ Impact on Academic Performance of Grade 8 in a Mainstream Physics Class // Journal of Information Technology Education: Research. 2023. Vol. 22. Pp. 557-579.

28. Andrews J. Teaching Science to Deaf Students: Language and Literacy Considerations // Lecture to students and faculty at Universidad Federal Fluminense. 2017. DOI: 10.13140/RG.2.2.33553.33128.

29. Atika I., Putranta H., Kawai N., Hayashida M., Shinkai A. Science education practices for deaf and hard-of-hearing students in Indonesia // Specijalna edukacija i rehabilitacija. 2023. Vol. 22. Pp. 201-220. DOI: 10.5937/specedreh22-41397.

30. Bernardes A., Redig A., Santos A. Inclusion of deaf students in science fairs at a public school in Brazil // Open Science Research XII. 2023. DOI: 10.37885/230713684.

31. Bolat M. The Development and Implementation of a Model for Teaching Astronomy to Deaf Students // Journal of Education and Training Studies. 2016. Vol. 4, no. 7. DOI: 10.11114/jets.v4i7.1506.

32. Heck G., Ferraro J.L. Science education for the deaf: the use of the museum to promote popularization of science. 2022. Available at: https://www.researchgate.net/publication/366544722_Science_education_for_the_deaf_the_use_of_the_museum_to_promote_popularization_of_science (accessed: 04.09.2024).

33. Ingvild R. Norwegian Deaf Teachers’ Reflections on Their Science Education: Implications for Instruction // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2002. Vol. 7, no. 1. Pp. 57-73. DOI: 10.1093/deafed/7.1.57.

34. Kamala I., Ulfah T. Inclusive Science Learning for Deaf Students in the Pandemi Era: Pembelajaran IPA yang Inklusif Bagi Mahasiswa Tuli di Era Pandemi // Edulab: Majalah Ilmiah Laboratorium Pendidikan. 2023. Vol. 7. Pp. 225-241. DOI: 10.14421/edulab.2022.72.07.

35. Nurkholifah I., Mindyarto B., Astuti B. Development of Interactive Learning on Electric Charge Materials for Deaf Students // Jurnal Pendidikan Fisika Indonesia. 2023. Vol. 18. Pp. 174-181. DOI: 10.15294/jpfi.v18i2.28332.

36. Owsley P. J. Teaching Science to Deaf Children // American Annals of the Deaf. 1962. Vol. 107, no. 3. Pp. 339-342.

37. Picanço L., Serrano A., Geller M. O Ensino de Física para Surdos: o Estado da Arte da Pesquisa em Educação // Revista Brasileira de Educação Especial. 2021. Vol. 27. DOI: 10.1590/1980-54702021v27e0123.

38. Prestes Vivian E. C., Leonel A. A. Teaching-learning Physics in Bilingual Education Schools for the Deaf // Revista Brasileira De Pesquisa Em Educação Em Ciências. 2022. Vol. 22. P. e38163. https://doi.org/10.28976/1984-2686rbpec2022u93117.

39. Silva W., Oliveira Sh., Dias B. et al. Visual literacy of the deaf for science teaching // International Journal of Sciences. 2021. Vol. 2. Pp. 45-48. DOI: 10.29327/229003.2.3-7.

40. Terceño E. M., Greca I., Olalla-Mariscal G., Ojeda M. The participation of deaf and hard of hearing children in non-formal science activities // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. P. 1084373. DOI: 10.3389/feduc.2023.1084373.

41. Zamfirov M., Saeva S., Popov Tsv. Innovation in teaching deaf students physics and astronomy in Bulgaria // Physics Education. 2007. Vol. 42, no. 1. P. 98. DOI: 10.1088/0031-9120/42/1/014.


Рецензия

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)