Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Мотивационные установки личности потенциальной научно-технической элиты России

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-11

Аннотация

Введение. В статье представлен теоретический анализ потребностно-мотивационной сферы личности, выявлены ее важнейшие особенности. Целью данного анализа стало раскрытие и обоснование такой содержательной составляющей теоретической модели психологии субъекта современной научно-инженерной элиты, как потребностно-мотивационная. Для обоснования и проверки теоретической модели было осуществлено комплексное эмпирическое исследование, направленное на изучение психологических особенностей личности представителя научно-технического сообщества. Особый упор был сделан на изучение перспективной молодежи (студенчества).

Материалы и методы. В исследовании применялся следующий психодиагностический инструментарий: диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, «копинг-тест» (методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭмИн). Сравнительный анализ полученных результатов был осуществлен с использованием методов математической статистики (Н критерий Kruskal-Wallis), а также применялся корреляционный анализ (Спирмена). Выборку исследования составили студенты инженерно-технических направлений первого курса НИЯУ «МИФИ» в количестве 111 человек, которые были распределены по 3 группам: институт нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике (ИНТЭЛ) – 15 человек; инженерно-физический институт биомедицины (ИФИБ) –27 человек; институт лазерных и плазменных технологий (ЛАПЛАЗ) – 69 человек.

Результаты исследования. Сравнительный анализ данных показал различия между выборками. Они выражены в типе мотивации, в направленности «на результат» или «процесс». Исследование показало некоторые тревожные тенденции: студенты сугубо инженерной направленности более ориентированы на материальные ценности и социальные блага, при этом эмоционально сдержаны и низко контактны. Материаловеды и биомедицинские специальности ориентированы на коммуникативное взаимодействие и социальную поддержку, более эмоционально раскованы.

Обсуждение и заключения. Проведенное эмпирическое исследование, и особенно его результаты, подтвердило целесообразность применения теоретической модели и показало ее жизнеспособность. Сравнительный анализ позволил выявить общее и особенное в проявлении мотивационных установок у студентов различных технических профилей.

Об авторах

Н. Б. Карабущенко
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ); Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского»
Россия

Карабущенко Наталья Борисовна – доктор психологических наук, профессор, НИЯУ МИФИ; АНО ВО «УМЦ им. В.В. Жириновского».

Москва



А. Н. Бобков
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)
Россия

Бобков Александр Николаевич – психолог Психологического центра, НИЯУ МИФИ.

Москва



Е. Е. Щербакова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Щербакова Елена Евгеньевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства, ННГУ им. Н.И. Лобачевского; профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, НГПУ им. К. Минина.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва, 1971.

2. Райан Р. М., Деси Э. Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию // Американский психолог. 2000. Т. 55, № 1. С. 68.

3. Alderfer C. P. An empirical test of a new theory of human needs // Organizational behavior and human performance. 1969. Vol. 4, no. 2. Pp. 142-175.

4. Amjad M., Zamir S. Comparative Study of Motivation Attributes among Teachers at Cadet and Public Sectors Colleges // PJE. 2020. Vol. 37, no. 2.

5. Campbell J. P., Pritchard R. D. Motivation theory in industrial and organizational psychology // Handbook of industrial and organizational psychology. 1976. Vol. 1, no. 63. P. V130.

6. Denhardt R. B. et al. Managing human behavior in public and nonprofit organizations. Cq Press, 2018.

7. Fowler S. Why Motivating People Doesn't Work... and what Does: More Breakthroughs for Leading, Energizing, and Engaging. Berrett-Koehler Publishers, 2023.

8. Freud S. et al. The complete psychological works of Sigmund Freud. London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-analysis, 1953. Vol. 22. P. 11.

9. Garland E. L. et al. Mindfulness-Oriented Recovery Enhancement versus CBT for co-occurring substance dependence, traumatic stress, and psychiatric disorders: Proximal outcomes from a pragmatic randomized trial // Behaviour research and therapy. 2016. Vol. 77. Pp. 7-16.

10. Griffin Ricky W., Phillips J. Organizational behavior: Managing people and organizations. CENGAGE learning, 2023.

11. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. The Motivation to Work. 2nd Edition, John Wiley & Sons, New York, 1959.

12. Igalens J., Roussel P. A study of the relationships between compensation package, work motivation and job satisfaction // Journal of organizational behavior. 1999. Vol. 20, no. 7. Pp. 1003-1025.

13. Jaja S. A. Praxis of work behavior. Lagos: Pinnacle Publishers, 2003.

14. Karabushchenko P. L., Gainutdinova E. V., Karabuschenko N. B., Lebedeva I. V., Bicharova M. M. Motivational features of modern elite in conditions of modernization // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2016. Vol. 11, no. 14. Pp. 2979-2984.

15. Kian T. S., Yusoff W. F. W. Intrinsic-Extrinsic Motivation Revisited: Exploring their Definitions // International Journal of Management Sciences. 2015. Vol. 6, no. 3. Pp. 136-140.

16. Locke E. A., Latham G. P. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey // American psychologist. 2002. Vol. 57, no. 9. P. 705.

17. Luthansn F. Importance of motivation explained // Retrieved on September. 2010. Vol. 15. P. 2017.

18. Maslow A. H. A Dynamic Theory of Human Motivation // Stacey C.L. and DeMartino M. (eds) Understanding Human Motivation. Howard Allen Publishers, 1958. Pp. 26-47.

19. McClelland D. C. Human Motivation. Cambridge University Press, 1988.

20. Osterloh M., Frey B. S. Does pay for performance really motivate employees? // Business performance measurement: Theory and practice. New York, 2002. Pp. 107-122.

21. Robbins S. Organizational behaviour. Prentice Hall, 2011.

22. Sansone C., Harackiewicz J. M. (eds) Intrinsic and extrinsic motivation: The search for optimal motivation and performance. Elsevier, 2000.

23. Warr P., Cook J., Wall T. Scales for the measurement of some work attitudes and aspects of psychological well‐being // Journal of occupational Psychology. 1979. Vol. 52, no. 2. Pp. 129-148.


Рецензия

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)