Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Тандем философской антропологии и философии образования как почва формирования профессиональной идентичности

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-14

Полный текст:

Аннотация

Введение. Проблема профессиональной идентичности в современных социокультурных условиях продолжает оставаться актуальной и требует неповерхностного, неконъюктурного методологического и антропологического переосмысления. Цель статьи – определить роль тандема философской антропологии и философии образования в создании почвы для формировании профессиональной идентичности.

Материалы и методы. Основополагающим является методологический принцип историзма.

Методология исследования включает в себя герменевтический и системный методы. Также использовались анализ и обобщение научно-исследовательских работ по философии образования и философской антропологии.

Результаты исследования. Человек с разных метафизических позиций задумывается над вопросами собственной идентичности, своих карьерных устремлений и профессиональной ориентации. Современное общество формирует среду для развития «человека информированного», который погружен в принципиально различные сферы жизни. Философская антропология в современных условиях выступает как практика самопознания, итогом которой должен стать контакт с собой, понимание своих целей и устремлений. Философия образования осмысляет тренды современного образования, призывает транслировать критическое отношение к вновь создаваемым концепциям человека, культуры, образования. Профессиональная идентичность дает понимание и ощущение собственного «Я» в профессиональном становлении. Поэтому задача философии образования и философской антропологии – максимально гармонизировать процесс самоидентификации. Тандем философии образования и философской антропологии примиряет личность с принципиальной незавершенностью своего бытия, ищет пути гармоничного развития в условиях постоянного выбора, постоянного поиска своей идентичности.

Обсуждение и заключения. Задача и философов, и педагогов – создать все необходимые условия для того, чтобы подрастающее поколение справилось с вызовом новой эпохи. Современный человек нуждается не просто в накоплении сведений о мире, ему необходимо познание самой жизни: он хочет задавать вопросы о её смысле, видеть границы собственного Я, рассуждать о свободе и необходимости, любви и верности, понимании и одиночестве. Актуальность философской антропологии состоит в том, что она в диалоге с философией образования выступает арбитром между андрагогикой и педагогикой, поскольку утверждает главным субъектом Человека вне зависимости от его социальных обстоятельств.

Об авторах

Т. А. Козлова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Козлова Татьяна Александровна – старший преподаватель кафедры философии и теологии

Нижний Новгород



И. И. Сулима
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Сулима Игорь Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и теологии

Нижний Новгород



Список литературы

1. Бабакова Т. А. Система заданий для самостоятельной учебной деятельности обучающихся как средство становления познавательной компетенции (на материале педагогических дисциплин) // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3 (31). С. 39-53.

2. Бабакова Т. А. Система мировоззренческих идей как основа становления научного педагогического мировоззрения обучающихся // Педагогическое образование в Республике Карелия: опыт поколений и перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования в Республике Карелия / отв. редактор Е. А. Раевская. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 2021. С. 125-129.

3. Белякова Е. Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4. С. 64-72.

4. Богданова Т. В. Репертуар и иерархия профессиональных ролей современного школьного учителя (на материале российской и латвийской выборок) // Психология обучения. 2018. № 10. С. 52-68.

5. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Новая школа: введение в идеалистическую методологию педагогики: монография. Москва: А-проджект, 2020. 216 с.

6. Ивашевский С. Л. Феноменологические идеи в системе отечественного гражданского образования // Нижегородское образование. 2018. № 4. С. 19-23.

7. Илалтдинова Е. Ю., Оладышкина А. А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3.

8. Кадакин В. В., Зейналов Г. Г. О. Смешанная социокультурная среда: онтология образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 10. С. 60-62.

9. Канокова Л. Ю. К вопросу о философии педагогической науки: вчера, сегодня, завтра // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 406-407.

10. Крамаренко Н. С. Человеческий фактор в новой экосистеме цифрового образования // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 3. С. 191-201.

11. Левина Е. Ю., Шибанкова Л. А. Профессиональный рост педагога как регулятив образовательной организации высшего образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 162-171.

12. Петрова Г. И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-2.

13. Племенюк М. Г. Проблема понимания в педагогической науке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 83. С. 17-28.

14. Плисов Е. В. Слово в пространстве диалога культур: вопросы номинации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2013. № 21. С. 211-215.

15. Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102. DOI: 10.32744/pse.2020.6.8.

16. Слепенкова Е. А., Щетинина Н. П. Патриотическое воспитание школьников: современные подходы // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/234/235 (дата обращения: 10.12.2022).

17. Смокотин В. М., Гураль С. К. Взаимоотношения языка и культуры и этнокультурная идентичность в процессе становления языка всемирного общения // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 32. С. 210-219.

18. Bezukladnikov K. E., Kruze B. A. Modern education technologies for pre-service foreign language teachers // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. Pp. 393-397. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.084.

19. Dimitricheva O. I., Savchenko I. A., Kurmelev A. Y., Ivashevsky S. L., Ageeva N. A. Education And Intelligentnost’: A Comparative Analysis // Savchenko I. (ed.) National Interest, National Identity and National Security, vol. 102. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher, 2021. Pp. 206-213. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.02.02.26.

20. Ivashevsky S., Nikonova Zh., Savchenko I., Gorokhova A., Martyushev N. Concept and policy of educational modernization // Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 2022. Vol. 25, no. S2. Pp. 1-9. Available at: https://www.abacademies.org/articles/concept-and-policy-of-educational-modernization.pdf (accessed: 10.12.2022).

21. Ivashevsky S. L. Education and ideology // Russian education and society. 2011. Vol. 53, no. 6. Рр. 42-48.

22. Horst H. A. New Media Technologies in Everyday Life // Horst Н.A., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. London: Berg, 2012. https://doi.org/10.4324/9781003085201.

23. Kaplan J. Humans need not apply: A guide to wealth and work in the age of artificial intelligence. New Haven, CT: Yale University Press, 2015. 256 p.

24. Lundie D. The givenness of the human learning experience and its incompatibility with analytics // Educational Philosophy and Theory. 2017. Vol. 49, no. 4. Рp. 391-404. https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1052357.

25. Miller D., Horst H. A. The Digital and the Human: A Prospectus for Digital Anthropology // Horst Н. A., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. London: Berg, 2012. Рp. 3-38. https://doi.org/10.4324/9781003085201.

26. Negroponte N. Being Digital, First Vintage Books. Available at: https://openlibrary.org/books/OL13623939M/Being_digital (accessed: 20.04.2020).

27. Polletta F. Participatory Enthusiasms: A Recent History of Citizen Engagement Initiatives // Journal of Civil Society. 2016. Vol. 12, no. 3. Pp. 231-246. https://doi.org/10.1080/17448689.2016.1213505.

28. Vaidhyanathan S. The Googlization of everything: (and why we should worry). Univ of California Press, 2012. 280 p.

29. Turkle S. Alone Together: Why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books, 2011. 384 p.

30. Riya Kumari. 7 Differences between Artificial Intelligence and Human Intelligence. Jan 04, 2021. Available at: https://www.analyticssteps.com/blogs/7-differences-artificial-intelligence-ai-human-intelligence (accessed: 20.12.2022).

31. Khanam S., Tanweer S., Khalid S. Artificial Intelligence Surpassing Human Intelligence: Factual or Hoax // The Computer Journal. 2020. Vol. 01, no. 01.

32. Romero-Brufau S., Wyatt K., Boyum P, Mickelson M, Moore M., Cognetta-Rieke C. What’s in a name? A comparison of attitudes towards artificial intelligence (AI) versus augmented human intelligence (AHI) // BMC Medical Informatics and Decision Making. 2020. Vol. 20. https://doi.org/10.1186/s12911-020-01158-2.

33. Crafa S. Artificial Intelligence and Human // Dialogue Journal of Ethics and Legal Technologies. 2019. Vol. 1 (1). Pp. 44-56.


Рецензия

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)