Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-11

Аннотация

Введение. Внутренние условия деятельности, связанные с развитием личностного потенциала специалиста, определяют успешность и самореализацию человека в профессии. Понятие внутренней мотивации деятельности широко используется в одной из наиболее распространенных современных теорий развития личности – теории самодетерминации Р. Райана и Э. Дэси как объяснительный принцип успешности овладения профессией. Исследования зарубежных и отечественных авторов позволяют рассматривать внутреннюю мотивацию молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования.

Материалы и методы. Обзор исследований, посвящённых изучению внутренней мотивации, был выполнен в марте-мае 2022 года с использованием баз данных научного цитирования Scopus, WoS и Elibrary. Поиск исследований проводился по ключевым словам «внутренняя мотивация», «мотивация молодежи», «увлечённость деятельностью», «увлеченность программированием» на английском и русском языках за период 2012-2022 гг.

Результаты исследования. Анализ результатов исследований, посвящённых изучению внутренней мотивации молодежи в аспекте успешности овладения программированием как деятельностью, позволил сделать следующие выводы:

- программирование представляет собой специфичный вид деятельности, не сводимый в полной мере к игре, учению, труду;

- программирование как деятельность будет актуализировать особые механизмы профессионального и личностного развития человека, и освоение этой деятельности будет связано с развитием специфичных личностных структур;

- внутренняя мотивация может рассматриваться как психологический механизм успешного освоения программирования и достижения высоких результатов в этом виде деятельности;

- индикация внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, связана с изучением восприятия уровня сложности программирования, с определением состояния потока и вовлеченности в деятельность.

Обсуждение и заключения. В связи с новыми вызовами объективной реальности, развитием IT-сферы, поиском предикторов успешного функционирования и позитивного развития молодежи Российской Федерации данное направление исследований представляется актуальным, требующим дальнейшей проработки.

Об авторах

Е. Н. Волкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель Научно-образовательного центра «Психология одарённых подростков»

Нижний Новгород



О. М. Исаева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Исаева Оксана Михайловна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра «Психология одарённых подростков»; доцент кафедры организационной психологии

Нижний Новгород



А. Н. Морева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Морева Анастасия Николаевна – кандидат филологических наук, начальник отдела наукометрического анализа и поддержки публикационной активности

SPIN-код: 2932-6960

Нижний Новгород



Список литературы

1. Беляков А.Ю. Активные методы обучения иностранному языку как средство повышения внутренней положительной мотивации // Педагогический поиск: инновационный опыт, качество профессионального роста педагога: материалы моноконференции по итогам повышения квалификации педагогов «Технологии исследовательской деятельности в образовании» в рамках XXI Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе». СПб, 2018. С. 103-109.

2. Бугрименко А.Г. Соотношение образа «Я» и внутренней учебной мотивации студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 174 с.

3. Волк М.И., Савельева Д.И. Соотношение опыта «потока» с особенностями внутренней мотивации и индивидуально-личностными чертами студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14, №4. С. 427-439. DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-427-439.

4. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис. … д-ра психол. наук. М., 1998. 308 с.

5. Головина Л.А. Управление познавательной способностью студента при формировании внутренней мотивации к учебному процессу // Актуальные вопросы образования. 2015. №1. С. 131-135.

6. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, №5. C. 6-16. DOI: 10.17759/pse.2021260501.

7. Зубова Е.Н. Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам LXVIII международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 22-25.

8. Мандрикова Е.Ю. Теория самодетерминации в организационном контексте: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, №4. С. 126-140.

9. Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология. 2017. Т. 7, №4. С. 21-49.

10. Судаков Д., Виноградов Е., Варламова Д. и др. Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина паблишер, 2020. 455 с.

11. Csikzentmihalyi M., Csikzentmihalyi I.S. (eds.) Optimal experience: Studies of flow in consciousness. Cambridge: CUP, 1988.

12. Chua J., Ayoko O.B. Employees' self-determined motivation, transformational leadership and work engagement // Journal Of Management & Organization. 2021. Vol. 27(3). Pp. 523-543. DOI: 10.1017/jmo.2018.74.

13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing, 2017. 756 p.

14. Fagerlind A.C. et al. Experience of work-related flow: does high decision latitude enhance benefits gained from job resources? // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83, no. 2. Pp. 161-170.

15. Sheldon K.M., Holliday G., Benson C. Comparing Holland and Self-Determination Theory Measures of Career Preference as Predictors of Career Choice // Journal of Career Assessment. 2020. Vol. 28(1). Pp. 28-42.

16. Schaufeli W., Bakker A. UWES: Utrecht work engagement scale // Occupational Health Psychology Unit Utrecht University. 2003. 58 p.

17. Schüler J. et al. Do Some People Need Autonomy More Than Others? Implicit Dispositions Toward Autonomy Moderate the Effects of Felt Autonomy on Well – Being // Journal of Personality. 2014. Vol. 84, no. 1. Pp. 5-20. DOI: https://doi.org/10.1111/jopy.12133.

18. Van den Broeck A., Howard J.L., Gagne M. Beyond intrinsic and extrinsic motivation: A meta-analysis on self-determination theory's multidimensional conceptualization of work motivation // Organizational Psychology Review. 2021. Vol. 11(3). Pp. 240-273.


Рецензия

Просмотров: 678


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)