Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-5

Аннотация

Введение. В силу развития интеграционных и глобализационных процессов во многих сферах человеческой жизнедеятельности актуальной становится проблема расширения межгосударственных и межличностных контактов. Данные обстоятельства экстраполируются также в плоскость системы образования, где происходит в настоящее время смена традиционной знаниевой парадигмы компетентностной. Вместе с этим меняется и имидж современного школьника. Сегодня востребована молодежь, которая может свободно вступать в контакты, коммуницировать с представителями других культур, осознавая при этом свою культурную самоидентичность. Мегаактуальной данная проблема является для обучающихся основной школы, так как у них гораздо меньше ресурсов для преодоления возникающих трудностей, чем у старших школьников и студентов, которые они могли бы использовать при преодолении коммуникативных барьеров, возникающих под влиянием возрастных изменений, обусловленных нестабильностью психики, недостаточностью лексических и этнокультурных знаний, доминантным офлайн-давлением социальных сетей и других провокативных факторов общения. Перечисленные трудности общения как на родном, так и на иностранном языке способствуют образованию факторов риска снижения образовательной мотивации обучающихся и влияют на учебную успешность в целом. Поэтому объективно необходимо говорить о формировании у обучающихся основной школы коммуникативно-компенсаторной компетенции, способствующей реализации стратегических ходов, ведущих к успешному и конструктивному диалогу с любым партнером по коммуникации, и о поиске способов интенсификации данного процесса.

Материалы и методы. Поставленная цель достигалась с использованием таких методов научно-педагогического исследования, как разбор тематической литературы, сравнительный и системный анализ, экспертный опрос, анкетирование, проведение экспериментов, собственные наблюдения авторов.

Результаты исследования. Даны авторские трактовки таким ведущим категориям исследования, как коммуникативно-компенсаторная компетенция, рассматриваемая в двухвекторном ракурсе – коммуникативном и компенсаторном; горизонтальнофасилитарное взаимодействие педагога и обучающихся. Авторами статьи проведен анализ целесообразности реализации данного взаимодействия для формирования исследуемой компетенции, и эмпирически доказана эффективность его функционирования. Основной формой горизонтально-фасилитарного взаимодействия является сотрудничество педагога и обучающихся, построенное на демократических принципах, ориентированное на общий результат, который одинаково осознается всеми участниками коммуникативного взаимодействия. Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции невозможно в рамках классической модели ведения образовательного процесса, где педагог занимает доминантную или фронтальную позицию. В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся общей школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия использовались такие инновационные методы и приемы, как модель перевернутого класса, лингвистический проект-диктант «Tolles Diktat», участие в онлайн-форуме, создание комикса, апробация лингвистического твистера, знакомство с компенсаторными стратегиями посредством реализации проекта «Компенсаторный словарь»; выполнение тренингов на закрепление лингвистической памяти и актуализацию словарного запаса в форме анимационных ситуативно-ролевых игр, Memory, литературно-корреляционный анализ и др. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ свидетельствуют об эффективности реализации горизонтально-фасилитарного взаимодействия педагога и обучающихся общей школы в аспекте формирования исследуемой компетенции.

Обсуждение и заключения. Анализ понятия «коммуникативно-компенсаторная компетенция», особенностей протекания процесса ее формирования позволяет заключить следующее: функционирование горизонтально-фасилитарного взаимодействия педагога и обучающихся обеспечивает эффективное формирование исследуемой компетенции. Следующим шагом мы видим разработку программы педагогического сопровождения процесса формирования исследуемой компетенции обучающихся старших классов.

Об авторах

Е. И. Лаптева
Частное общеобразовательное учреждение «Петершуле»
Россия

Лаптева Екатерина Игоревна – кандидат педагогических наук, преподаватель

Санкт-Петербург



Е. Б. Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Быстрай Елена Борисовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Челябинск



З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

SPIN 5477-9366

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



Список литературы

1. Антоненко С.П. Обучение компенсаторным умениям говорения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам: сборник научных статей / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. С. 116-121.

2. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 43-48.

3. Батырева С.Г. Модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №6(101). С. 28-30.

4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163.

5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2018. №10. С. 8-14.

6. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №24(157). С. 13-19.

7. Быстрай Е.Б., Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. №1(161). С. 46-64.

8. Гарипова Ф.М. Формирование экономико-правовой компетенции студентов вуза средствами английского языка // Евразийский юридический журнал. 2021. №8(159). С. 417-419.

9. Глущенко О.А. Формирование компенсаторной и прагматической компетенции в обучении иностранному языку студентов медицинских направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, №190. С. 60-68.

10. Горанская М.Н. Диагностика уровня сформированности компенсаторной компетенции у студентов неязыковых специальностей в письменной деловой речи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129. С.164-168.

11. Давыденко В.В. Компенсаторная компетенция как целевая доминанта иноязычного профильного обучения старших школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. №2(77). С. 86-89.

12. Зеер Э.Ф., Зиннатова М.В., Буковей Т.Д. Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов – представителей социoномических и технономических групп профессий) // Психология образования: современный вектор развития / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2020. С. 42-59.

13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2019. №2. С. 87.

14. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: «Аспект Пресс». МГИМО МИД России, 2020. 400 с.

15. Капишин А.Е. «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранные языки в школе. 2002. №2. С. 81-86.

16. Корзун О.О., Штанько Е.В. Развитие компенсаторной компетенции учащихся средней (полной) общеобразовательной школы при обучении говорению на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, №1. С. 51-57.

17. Коренева М.Р., Каурова Е.М. Феномен компенсаторной компетенции и репрезентация ее структуры в лингводидактике // Мир науки, культуры, образования. 2021. №1(86). С. 22-25.

18. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. №1. С. 179-184.

19. Кузенко В.В. Компетенция и компетентность // Наука и современность. 2010. №5-1.

20. Куклина С.С., Шевченко А.И. Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза // Язык и культура. 2019. №47. С. 197-216.

21. Маликова И.А. К проблеме различия понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 90-98.

22. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сборник научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. C. 103-122.

23. Милованова Л.А., Давиденко В.В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №5(100). С. 49-51.

24. Молчанова Ю.А., Терентьева Е.В. Формирование компенсаторной компетенции в процессе изучения иностранного языка в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 210-213.

25. Папикян А.В. Формирование компенсаторной компетенции как средства упреждения и преодоления социокультурной интерференции: немецкий язык, начальный этап языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2011. 198 с.

26. Симонова М.М. Проблемы и перспективы коммуникации в современном образовании // Проблемы современного образования. 2019. №1. С. 9-16.

27. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, №5. С. 30-43.

28. Buch S.R. Feedback von Lehrenden für Lernende – Feedback for Learning?! // Journal für lehrerinnenbildung. 2019. No. 1. Pp. 14-24.

29. Burow O.A., Gallenkamp Ch. Bildung 2030 – Sieben Trends, die die Schule revolutionieren. Weinheim und Basel: Beltz, 2017. 180 p.

30. Burow O.A. Future Fridays – Warum wir das Schulfach Zukunft brauchen. Weinheim und Basel: Beltz, 2020. 112 p.

31. Canale M., Swain М. Theoretical Framework for Communicative Competence // Palmer А., Groot Р., Trosper G. (еds) The construct validation of test of communicative competence. Washington, 1981. Рр. 31-36.

32. Fiegert M., Kunze I. Der Vielfalt mit Vielfalt begegnen − Multiprofessionelle Kooperationen in der Schule. Available at: https://www.bohnenkampstiftung.de/fileadmin/user_upload/Online_Publikation_zur_Ringvorlesung_Der_Vielfalt_mit_Vielfalt_begegnen_060818.pdf (accessed: 10.10.2021).

33. Hargreaves A., Fullan M. Mentoring in the new millennium // Theory into practice. Ohio. 2000. Vol. 39, issue 1. Pp. 50-56.

34. Harring M., Rohlfs C. Gläser-Zikuda M. Handbuch Schulpädagogik. Münster; New York: Waxmann, 2019. 956 p.

35. Hattie J. Lernen sichtbar machen für Lehrpersonen. 3. Aufl. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2017. 296 p.

36. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: what the data tell. US Induction is an education reform whose time has come // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93(8). Pp. 47-51.

37. Kaspar K., Becker-Mrotzek M., Hofhues S., König J., Schmeinck D. Bildung, Schule, Digitalisierung. Münster, New York: Waxmann, 2020. 477 p.

38. Köller O., Hasselhorn M., Hesse F.W., Maaz K., Schrader Jo., Solga H., Spiess C.K., Zimmer K. Das Bildungswesen in Deutschland. Bestand und Potentiale. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2019. 935 p.

39. Prues g. P. „Gebt den Kindern das Kommando?!“ Demokratie-Erziehung und schulische Partizipation in der Schule heute und im Jahr 2040 // Fiegert M., Kunze I. Lernen in der Zukunft – Schule im Jahr 2040 Probleme – Konzepte – Konsequenzen Beiträge aus der Osnabrücker Forschungswerkstatt Schulentwicklung. Band 7. Osnabrück, 2020. Pp. 41-57.

40. Schrittesser I. Auf der Suche nach dem Phänomen Begabung. Von der Begabungsförderung zu den fruchtbaren Momenten des Lernens // Schrittesser I. (Hrsg.) Begabungsförderung Revisited. Begabungsförderung als Kinderrecht im Kontext von Diversität. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2019. Pp. 43-68.

41. Schrittesser I., Schuchart C. Feedback // Journal für lehrer Innenbildung. 2019. No. 1. 118 p.

42. Stefan Maykus S. Partizipativ, interprofessionell, sozialräumlich: Eckpfeiler einer jugendorientierten (Ganztags-) Schule der Zukunft // Fiegert M., Kunze I. Lernen in der Zukunft – Schule im Jahr 2040 Probleme – Konzepte – Konsequenzen Beiträge aus der Osnabrücker Forschungswerkstatt Schulentwicklung. Band 7. Osnabrück, 2020. Pp. 57-75.

43. Tröster H. Diagnostik in schulischen Handlungsfeldern. Methoden, Konzepte, praktische Ansätze. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 2019. 359 S.


Рецензия

Просмотров: 470


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)