Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-5
Аннотация
Введение. В силу развития интеграционных и глобализационных процессов во многих сферах человеческой жизнедеятельности актуальной становится проблема расширения межгосударственных и межличностных контактов. Данные обстоятельства экстраполируются также в плоскость системы образования, где происходит в настоящее время смена традиционной знаниевой парадигмы компетентностной. Вместе с этим меняется и имидж современного школьника. Сегодня востребована молодежь, которая может свободно вступать в контакты, коммуницировать с представителями других культур, осознавая при этом свою культурную самоидентичность. Мегаактуальной данная проблема является для обучающихся основной школы, так как у них гораздо меньше ресурсов для преодоления возникающих трудностей, чем у старших школьников и студентов, которые они могли бы использовать при преодолении коммуникативных барьеров, возникающих под влиянием возрастных изменений, обусловленных нестабильностью психики, недостаточностью лексических и этнокультурных знаний, доминантным офлайн-давлением социальных сетей и других провокативных факторов общения. Перечисленные трудности общения как на родном, так и на иностранном языке способствуют образованию факторов риска снижения образовательной мотивации обучающихся и влияют на учебную успешность в целом. Поэтому объективно необходимо говорить о формировании у обучающихся основной школы коммуникативно-компенсаторной компетенции, способствующей реализации стратегических ходов, ведущих к успешному и конструктивному диалогу с любым партнером по коммуникации, и о поиске способов интенсификации данного процесса.
Материалы и методы. Поставленная цель достигалась с использованием таких методов научно-педагогического исследования, как разбор тематической литературы, сравнительный и системный анализ, экспертный опрос, анкетирование, проведение экспериментов, собственные наблюдения авторов.
Результаты исследования. Даны авторские трактовки таким ведущим категориям исследования, как коммуникативно-компенсаторная компетенция, рассматриваемая в двухвекторном ракурсе – коммуникативном и компенсаторном; горизонтальнофасилитарное взаимодействие педагога и обучающихся. Авторами статьи проведен анализ целесообразности реализации данного взаимодействия для формирования исследуемой компетенции, и эмпирически доказана эффективность его функционирования. Основной формой горизонтально-фасилитарного взаимодействия является сотрудничество педагога и обучающихся, построенное на демократических принципах, ориентированное на общий результат, который одинаково осознается всеми участниками коммуникативного взаимодействия. Формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции невозможно в рамках классической модели ведения образовательного процесса, где педагог занимает доминантную или фронтальную позицию. В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся общей школы в рамках горизонтально-фасилитарного взаимодействия использовались такие инновационные методы и приемы, как модель перевернутого класса, лингвистический проект-диктант «Tolles Diktat», участие в онлайн-форуме, создание комикса, апробация лингвистического твистера, знакомство с компенсаторными стратегиями посредством реализации проекта «Компенсаторный словарь»; выполнение тренингов на закрепление лингвистической памяти и актуализацию словарного запаса в форме анимационных ситуативно-ролевых игр, Memory, литературно-корреляционный анализ и др. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ свидетельствуют об эффективности реализации горизонтально-фасилитарного взаимодействия педагога и обучающихся общей школы в аспекте формирования исследуемой компетенции.
Обсуждение и заключения. Анализ понятия «коммуникативно-компенсаторная компетенция», особенностей протекания процесса ее формирования позволяет заключить следующее: функционирование горизонтально-фасилитарного взаимодействия педагога и обучающихся обеспечивает эффективное формирование исследуемой компетенции. Следующим шагом мы видим разработку программы педагогического сопровождения процесса формирования исследуемой компетенции обучающихся старших классов.
Об авторах
Е. И. ЛаптеваРоссия
Лаптева Екатерина Игоревна – кандидат педагогических наук, преподаватель
Санкт-Петербург
Е. Б. Быстрай
Россия
Быстрай Елена Борисовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Челябинск
З. И. Тюмасева
Россия
Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
SPIN 5477-9366
Челябинск
И. Л. Орехова
Россия
Орехова Ирина Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
Список литературы
1. Антоненко С.П. Обучение компенсаторным умениям говорения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе // Актуальные проблемы лингводидактики и методики организации обучения иностранным языкам: сборник научных статей / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. С. 116-121.
2. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. С. 43-48.
3. Батырева С.Г. Модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №6(101). С. 28-30.
4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163.
5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2018. №10. С. 8-14.
6. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №24(157). С. 13-19.
7. Быстрай Е.Б., Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. №1(161). С. 46-64.
8. Гарипова Ф.М. Формирование экономико-правовой компетенции студентов вуза средствами английского языка // Евразийский юридический журнал. 2021. №8(159). С. 417-419.
9. Глущенко О.А. Формирование компенсаторной и прагматической компетенции в обучении иностранному языку студентов медицинских направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, №190. С. 60-68.
10. Горанская М.Н. Диагностика уровня сформированности компенсаторной компетенции у студентов неязыковых специальностей в письменной деловой речи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129. С.164-168.
11. Давыденко В.В. Компенсаторная компетенция как целевая доминанта иноязычного профильного обучения старших школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. №2(77). С. 86-89.
12. Зеер Э.Ф., Зиннатова М.В., Буковей Т.Д. Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов – представителей социoномических и технономических групп профессий) // Психология образования: современный вектор развития / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2020. С. 42-59.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2019. №2. С. 87.
14. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: «Аспект Пресс». МГИМО МИД России, 2020. 400 с.
15. Капишин А.Е. «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранные языки в школе. 2002. №2. С. 81-86.
16. Корзун О.О., Штанько Е.В. Развитие компенсаторной компетенции учащихся средней (полной) общеобразовательной школы при обучении говорению на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, №1. С. 51-57.
17. Коренева М.Р., Каурова Е.М. Феномен компенсаторной компетенции и репрезентация ее структуры в лингводидактике // Мир науки, культуры, образования. 2021. №1(86). С. 22-25.
18. Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. №1. С. 179-184.
19. Кузенко В.В. Компетенция и компетентность // Наука и современность. 2010. №5-1.
20. Куклина С.С., Шевченко А.И. Формирование межкультурной компетенции в профессионально ориентированной информационной образовательной среде вуза // Язык и культура. 2019. №47. С. 197-216.
21. Маликова И.А. К проблеме различия понятий «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 90-98.
22. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сборник научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. C. 103-122.
23. Милованова Л.А., Давиденко В.В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №5(100). С. 49-51.
24. Молчанова Ю.А., Терентьева Е.В. Формирование компенсаторной компетенции в процессе изучения иностранного языка в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-3. С. 210-213.
25. Папикян А.В. Формирование компенсаторной компетенции как средства упреждения и преодоления социокультурной интерференции: немецкий язык, начальный этап языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2011. 198 с.
26. Симонова М.М. Проблемы и перспективы коммуникации в современном образовании // Проблемы современного образования. 2019. №1. С. 9-16.
27. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, №5. С. 30-43.
28. Buch S.R. Feedback von Lehrenden für Lernende – Feedback for Learning?! // Journal für lehrerinnenbildung. 2019. No. 1. Pp. 14-24.
29. Burow O.A., Gallenkamp Ch. Bildung 2030 – Sieben Trends, die die Schule revolutionieren. Weinheim und Basel: Beltz, 2017. 180 p.
30. Burow O.A. Future Fridays – Warum wir das Schulfach Zukunft brauchen. Weinheim und Basel: Beltz, 2020. 112 p.
31. Canale M., Swain М. Theoretical Framework for Communicative Competence // Palmer А., Groot Р., Trosper G. (еds) The construct validation of test of communicative competence. Washington, 1981. Рр. 31-36.
32. Fiegert M., Kunze I. Der Vielfalt mit Vielfalt begegnen − Multiprofessionelle Kooperationen in der Schule. Available at: https://www.bohnenkampstiftung.de/fileadmin/user_upload/Online_Publikation_zur_Ringvorlesung_Der_Vielfalt_mit_Vielfalt_begegnen_060818.pdf (accessed: 10.10.2021).
33. Hargreaves A., Fullan M. Mentoring in the new millennium // Theory into practice. Ohio. 2000. Vol. 39, issue 1. Pp. 50-56.
34. Harring M., Rohlfs C. Gläser-Zikuda M. Handbuch Schulpädagogik. Münster; New York: Waxmann, 2019. 956 p.
35. Hattie J. Lernen sichtbar machen für Lehrpersonen. 3. Aufl. Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren, 2017. 296 p.
36. Ingersoll R.M. Beginning teacher induction: what the data tell. US Induction is an education reform whose time has come // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 93(8). Pp. 47-51.
37. Kaspar K., Becker-Mrotzek M., Hofhues S., König J., Schmeinck D. Bildung, Schule, Digitalisierung. Münster, New York: Waxmann, 2020. 477 p.
38. Köller O., Hasselhorn M., Hesse F.W., Maaz K., Schrader Jo., Solga H., Spiess C.K., Zimmer K. Das Bildungswesen in Deutschland. Bestand und Potentiale. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2019. 935 p.
39. Prues g. P. „Gebt den Kindern das Kommando?!“ Demokratie-Erziehung und schulische Partizipation in der Schule heute und im Jahr 2040 // Fiegert M., Kunze I. Lernen in der Zukunft – Schule im Jahr 2040 Probleme – Konzepte – Konsequenzen Beiträge aus der Osnabrücker Forschungswerkstatt Schulentwicklung. Band 7. Osnabrück, 2020. Pp. 41-57.
40. Schrittesser I. Auf der Suche nach dem Phänomen Begabung. Von der Begabungsförderung zu den fruchtbaren Momenten des Lernens // Schrittesser I. (Hrsg.) Begabungsförderung Revisited. Begabungsförderung als Kinderrecht im Kontext von Diversität. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2019. Pp. 43-68.
41. Schrittesser I., Schuchart C. Feedback // Journal für lehrer Innenbildung. 2019. No. 1. 118 p.
42. Stefan Maykus S. Partizipativ, interprofessionell, sozialräumlich: Eckpfeiler einer jugendorientierten (Ganztags-) Schule der Zukunft // Fiegert M., Kunze I. Lernen in der Zukunft – Schule im Jahr 2040 Probleme – Konzepte – Konsequenzen Beiträge aus der Osnabrücker Forschungswerkstatt Schulentwicklung. Band 7. Osnabrück, 2020. Pp. 57-75.
43. Tröster H. Diagnostik in schulischen Handlungsfeldern. Methoden, Konzepte, praktische Ansätze. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 2019. 359 S.