«Цифровой форсайт» — образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-1
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с аспектами методического сопровождения педагогической деятельности в цифровой образовательной среде и организацией учебного сотрудничества с использованием конструктора коллективной работы в условиях гибридного обучения.
Материалы и методы. Конструктор «Цифровой Форсайт» («Digital Foresight») представляет собой набор карточек для проектирования урока; при реализации обучения в гибридном формате актуальным становится симбиоз уже хорошо известных и апробированных технологий: дистанционного и электронного обучения, интеграция элементов смешанного обучения; в работе использовался метод обобщения педагогического опыта работы в дистанционном, гибридном и смешанном формате, а также массовые опросы участников учебного процесса.
Результаты исследования. В работе обоснована актуальность внедрения технологии учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде и важность организации групповой работы педагогов в условиях гибридного обучения.
Обсуждение и заключения. Материалы статьи направлены на обновление модели методической системы сопровождения в условиях неопределенности; использование конструктора в профессиональной деятельности позволит повысить компетентность педагога в области цифровых технологий.
Об авторах
М. Е. Вайндорф-СысоеваРоссия
Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения
Москва
И. П. Тихоновецкая
Беларусь
Тихоновецкая Инга Петровна – учитель начальных классов, учитель-методист
Минск
Н. Д. Вьюн
Россия
Вьюн Наталья Дмитриевна – методист отдела методологии и перспективной дидактики (НОО)
Москва
Список литературы
1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Развивающая обратная связь как средство оценивания в условиях цифрового обучения. URL: https://www.youtube.com/watch?v=co7gd0dj4-o (дата обращения: 13.12.2020).
3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 194 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-9916-9202-1. URL: https://urait.ru/bcode/450836/p.12 (дата обращения: 13.09.2021).
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и пути их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4. С. 70-74.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №2(7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019 (дата обращения: 13.09.2021).
6. Войтович И.К. Гибридное обучение в преподавании иностранных языков в вузе. М.: Вестник Вятского государственного университета, 2013.
7. Вьюн Н.Д. «Обратный текст» – интегративная стратегия работы с текстом в условиях смешанного обучения // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО–2021: материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, г. Москва, 14 апреля 2021 г. / под общ. ред. Е.А. Вахтоминой. Москва: МПГУ, 2021. 222 с.
8. Вьюн Н.Д. Модерация как средство методического сопровождения педагогов в условиях цифровой образовательной среды // Интерактивное образование. 2021. №4. С. 30-33.
9. Вьюн Н.Д. Электронно-образовательные ресурсы: будущее? Настоящее! // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: альманах: материалы Международной научно-практической интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2020» (Москва,12–16 октября 2020 г.) / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. 54 с.
10. Гибридное обучение: как подружить онлайн с офлайн? // СБЕРУНИВЕРСИТЕТ: сайт. 2021. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/d9a/Edu_Tech_45_web.pdf (дата обращения: 17.12.2021).
11. Козлова Г.А. Особенности развития внутришкольной методической службы в аспекте корпоративного управления // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnutrishkolnoy-metodicheskoy-sluzhby-v-aspekte-korporativnogo-upravleniya (дата обращения: 09.01.2022).
12. Кристенсен К., Хорн М. Смешанное обучение разрушительно? Введение в теорию гибридов. Институт Клейтона Кристенсена, 2013.
13. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования // Издание Московской школы управления СКОЛКОВО и Global Education Futures. 2020. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 17.12.2020).
14. Стандарты ISTE // Wikipedia: сайт. 2020. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ISTE_Standards (дата обращения: 17.11.2020).
15. Субочева М.Л. Технология проектирования образовательной экосистемы. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qywPH_P3CgY (дата обращения: 13.12.2021).
16. Тихоновецкая И.П. Дистанционное обучение школьников во время карантина // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. Сер., «У дапамогу педагогу»: навукова-метадычны часопiс. 2020. №10. С.1-8. Прил. к журналу: Университет педагогического мастерства. ISSN 1993-2677.
17. Тихоновецкая И.П. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2021: Материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 14 апреля 2021 года / под общей редакцией Е.А. Вахтоминой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 33-36.
18. Тихоновецкая И.П. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2021. №2. С. 179-186. DOI: 10.24412/2308-717X-2021-2-179-186.
19. Тихоновецкая И.П. Перевернутый урок: реальность или миф // Дидактика сетевого урока: материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции, Минск, 16 ноября 2017 года. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2018. С. 55-59.
20. Тихоновецкая И.П. Формирование цифровых навыков младших школьников в учебном процессе // Цифровая трансформация образования «DTE-2019»: сборник материалов 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А.Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. С. 310-313.
21. Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д. Синергия традиции и инновации // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сборник статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11-12 ноября 2021 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 182-198.
22. Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д. Формирование читательской грамотности у младших школьников с использованием ИКТ // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. Сер., «У дапамогу педагогу»: навукова-метадычны часопiс. 2021. №4. С. 1-16. Прил. к журналу: Университет педагогического мастерства. ISSN 1993-2677.
23. Фоминых М.В. Игровое моделирование в процессе развития педагогических способностей студентов (из опыта работы в высшей школе) // ИТС. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-modelirovanie-v-protsesse-razvitiya-pedagogicheskih-sposobnostey-studentov-iz-opyta-raboty-v-vysshey-shkole-1 (дата обращения: 09.01.2022).
24. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования /А.Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с. (Современная аналитика образования. No. 16(46)).
25. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева; МПГУ. М.: Диона, 2020. 244 с.
26. Bøjer B.H., Brøns M.G. How Co-design Can Contribute to the Ongoing Development of Hybrid Learning Spaces by Empowering the Users / E. Gil (ed.) [and others]. Cham: Springer International Publishing, 2022. Pp. 45-60.
27. Bonk C.J., Graham, C.R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006.
28. Bragg L.A., Walsh C., Heyeres M. Successful design and delivery of online professional development for teachers: A systematic review of the literature // Computers & Education. 2021. Vol. 166. Pp. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104158.
29. Can E. Coronavirus (Covid-19) pandemic of the assess to the effects on open and distance education applications in Turkey // AUAd. 2020. Vol. 6(2). Pp. 11-53.
30. Hamilton E.R., Rosenberg J.M., Akcaoglu M. The substitution augmentation modification redefinition (SAMR) model: A critical review and suggestions for its use // TechTrends. 2016. Vol. 60(5). Pp. 433-441. DOI: 10.1007/s11528-016-0091-y.
31. Kazui İ.Y., Yalçınii C.K. Investigation of the Effectiveness of Hybrid Learning on Academic Achievement: A Meta-Analysis Study // International Journal of Progressive Education. 2022. Vol. 18, no. 1.
32. Puentedura R.R. Building Transformation: An Introduction to the SAMR Model. 2014. Available at: http://www.hippasus.com/rrpweblog/archives/2011/10/28/SAMR_TPCK_In_Action.pdf (accessed: 11.02.2022).
33. Punie Y. (ed.), Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. DOI: 10.2760/178382. DOI: 10.2760/159770.
34. Suryadharma I. Pengembangan Multimedia Interaktif Model Hybrid Learning Pada Mata Pelajaran Bahasa Bali Siswa Kelas Vii Di Smp Laboratorium Universitas Pendidikan Ganesha Tahun Pelajaran 2020/2021. Available at: https://repo.undiksha.ac.id/9115/1/1711021018-COVER.pdf (accessed: 12.01.2022).
35. Teaching Strategies // Facing History and Ourselves. Available at: https://www.facinghistory.org/resource-library/teaching-strategies (accessed: 16.02.2022).
36. Yalçın B. Investigation of the learning levels of 7th grade students in a blended learning environment (İzmir province – Karşiyaka district Eren Şahin Eronat Secondary School example). [Unpublished Master thesis, Manisa Celal Bayar University Institute of Natural and Applied Sciences, Department of Science Education, Manisa]. 2020.
37. Zheng L., Bhagat K.K., Zhen Y., Zhang X. The Effectiveness of the flipped classroom on students’ learning achievement and learning motivation: A meta-analysis // Educational Technology & Society. 2020. Vol. 23(1). Pp. 1-15.