Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-5
Аннотация
Введение. В статье поднимается вопрос о необходимости создания условий для профилирующей иноязычной подготовки обучающихся в высшей школе в соответствии с требованиями компетентностного подхода к образованию. Профессионализация иноязычного образования рассматривается с позиции приближения процесса обучения языку к реальному жизненному коммуникативному опыту обучающихся с учетом вектора их будущей специальности. Целью работы является выделение и подробный анализ концептуальных основ иноязычного образования в высшей школе для студентов нелингвистических профилей обучения.
Материалы и методы. Для реализации цели исследования привлекаются следующие методы научного познания: изучение и контрастивный анализ педагогической, психологической, научно-методической российской и зарубежной литературы, отражающей современный взгляд на существующие концепции в непрофильном иноязычном образовании; сравнение, обобщение и синтез наиболее актуальных для настоящей работы результатов научных исследований; прогнозирование и моделирование учебно- образовательного процесса по иностранному языку на основе полученного теоретического опыта.
Результаты исследования. Количественный анализ объема диссертационных исследований, посвященных профильно ориентированному обучению иностранному языку в вузе, позволил отобрать для целей дальнейшего анализа три наиболее научно обоснованных подхода. В качестве способов профессионализации иноязычного образования в высшей школе в статье рассматриваются: традиционный подход к обучению языку для специальных целей (LSP), интегрированный подход к обучению профильным дисциплинам и иностранному языку (CLIL) и контекстный подход. В результате исследования были выделены сущностные характеристики каждого из направлений на основе сравнительного анализа существующих методик обучения иностранному языку, реализуемых на базе описываемых подходов. На основе сопоставления базовых положений и особенностей реализации иноязычной подготовки в условиях каждого из подходов сделан вывод о целесообразности их применения на разных этапах обучения иностранному языку в вузе.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес для исследователей проблемы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе, вопросов теории и практики преподавания языка в нелингвистическом вузе, а также коллективов авторов учебных пособий и методических комплексов дисциплины «Иностранный язык» для различных направлений подготовки в непрофильных по языку учебных заведениях.
Об авторах
Д. К. ВоронинаРоссия
Воронина Дарья Константиновна – аспирант, преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики
SPIN-код: 5886-7257
Нижний Новгород
А. Н. Шамов
Россия
Шамов Александр Николаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики
SPIN-код: 8690-2059
Нижний Новгород
Список литературы
1. Багрецова Н.В. Формирование иноязычной лингвокультурной компетентности у студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело» в профессионально ориентированном обучении английскому языку: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб, 2017. 22 с.
2. Бойко М.В. Методика формирования иноязычной коммуникативной успешности на занятиях по иностранному языку у студентов непрофильных вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 231 с.
3. Бойко М.В. Коммуникативная успешность студентов менеджеров – целевая доминанта на уроках иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 59-63.
4. Бойко М.В., Шамов А.Н. Иноязычная коммуникативная успешность работников сферы управления как показатель экономической рентабельности их профессиональной деятельность // Маркетинговая лингвистика в цифровую эпоху: сборник научных статей / сост. Е.Г. Борисова; под общ. ред. Л.Г. Викуловой. М., 2021. С. 137-140.
5. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку специальности: учебно-методическое пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. 205 с.
6. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции: монография. М.: Логос, 2017. 335 с.
7. Воропаева Ю.А. Методика обучения профессионально ориентированному чтению на материале рекламных и PR-текстов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2008. 19 с.
8. Гальскова Н.Д. Современные направления лингводидактики как науки // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: коллективная монография / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб, 2018. С. 7-53.
9. Дмитренко Т.А. Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Вопросы прикладной лингвистики. 2009. №1. С. 6-11.
10. Еськина О.А. Методические подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военных технических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2021. 38 с.
11. Жданько О.И. Методика формирования профессионально ориентированной лексической компетенции обучающихся в техническом вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2016. 22 с.
12. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
13. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом университете // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: коллективная монография / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб, 2018. С. 125-152.
14. Крылов Э.Г. Практическая реализация концепции интегративного билингвального обучения в техническом университете // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: коллективная монография / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб, 2018. С. 153-180.
15. Миков В.Ю. Реализация профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов-социологов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2016. 22 с.
16. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, №173. С. 29-42.
17. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов / под ред. С.Г. Тер-Минасовой, М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 15 с.
18. Серова Т.С. Профессионально ориентированное интегративное взаимосвязанное обучение иностранным языкам и дисциплинам естественнонаучного и общетехнического циклов на первом этапе бакалавриата в политехническом университете // Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов: коллективная монография / под ред. Л.П. Халяпиной. СПб, 2018. С. 73-125.
19. Соловова Е.Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО Университета. 2013. №6(33). С. 67-70.
20. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений. Алматы: Эверо, 2015. 373 с.
21. Тарнопольский О.Б., Корнева З.М. Методические основы организации конструктивистского смешанного обучения английскому языку для специальных целей в неязыковом вузе. URL: https://sworld.com.ua/simpoz2/69.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
22. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, №20. С. 46-52.
23. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения «Английский язык для профессиональной деятельности» в современном образовательном пространстве: цели, содержание и результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 5.
24. Шевченко О.А. Учебник контекстного типа в иноязычном образовании // Психология и педагогика. 2012. №3. С. 63-67.
25. Asmolov A.G., Guseltseva M.S. New view on education: from paradigm of technology to paradigm of value // The European proceedings of social & behavioral sciences EPSBS. Moscow, 2019. Pp. 33-39. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.5.
26. Ayapova T., Seidaliyeva G., Shayakhmetova D., Kemelbekova Z. The model of CLIL teacher training and retraining center in the content of multilingual education // Laplage em Revista (International). 2021. Vol. 7. Pp. 528-536. DOI: https://doi.org/10.24115/S2446-622020217.
27. Brown H., Bradford A. EMI, CLIL & CBI: Differing approaches and goals // Transformation in language education. Tokyo, 2016. Pp. 328-334.
28. Brunfaut T. Language for specific purposes: current and future issues // Language assessment quarterly an international journal. 2014. Vol. 11(2). Pp. 216-225. DOI: 10.1080/15434303.2014.902060.
29. Corino E. Data-driven learning a scaffolding methodology for CLIL and LSP teaching and learning // Frontiers in education. 2019. Vol. 4. Pp. 1-12. DOI: 10.3389/feduc.2019.00007.
30. Goris J.A., Denessen E.J.P.G., Verhoeven L.T.W. Effects of content and language integrated learning in Europe. A systematic review of longitudinal experimenta; studies // European educational research journal. 2019. Vol. 19(6). Pp. 675-698. DOI: 10.1177/1474904119872426.
31. Hans A., Hans E. A comparative study of English for Specific Purposes (ESP) and English as a Second Language (ESL) Programs // International Journal on Studies in English Language and Literature. 2015. Vol. 3(11). Pp. 26-31. DOI: https://doi.org/10.36456/jet.v5.n01.2020.2276.
32. Howatt A.P.R., Smith R. The history of teaching English as a foreign language, from a British and European perspective // Language & History. 2014. Vol. 57(1). Pp. 75-95. DOI: 10.1179/1759753614Z.00000000028.
33. Kamalja M. Modern approaches and methods in teaching English language // International journal of research & innovation. 2016. Vol. 2(3). Available at: https://www.researchgate.net/publication/305709368_Modern_Approaches_and_Methods_in_Teaching_English_Language (accessed: 08.11.2021).
34. Paputkova G.A., Saberov R.A., Filchenkova I.F. The concept of designing the main professional educational programs of future teachers // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 4. Р.1.
35. Reka R. Jablonkai. Leveraging professional wordlists for productive vocabulary knowledge // Journal of English for specific purposes at tertiary level. 2020. Vol. 8(1). Pp. 2-24. DOI: https://doi.org/10.18485/esptoday.2020.8.1.1.
36. Roy D., Kudry P., Naya K. Analyzing the communicative efficacy of a soft CLIL focused project-based language learning EFL course on Smart homes // SHS Web of Conferences. 2020. Vol. 77(5). DOI: 10.1051/shsconf/20207702002.
37. Tarnopolsky O. Principled pragmatism, or well-grounded eclecticism: a new paradigm in teaching English as a foreign language at Ukrainian tertiary schools // Advanced Education. 2018. Vol. 5(10). Pp. 5-11. DOI: http://doi.org/10.20535/2410-8286.133270.
38. Tira Nur Fitria. Teaching English for Specific Purposes (ESP) to the Students in English Language Teaching (ELT) // Journal of English Teaching Adi Buana. 2020. Vol. 5(1). Pp. 55-66.