Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-1
Аннотация
Введение. Предметом исследования в данной статье является теоретическое осмысление роли профессиональных конкурсов по обеспечению безопасности детей на дорогах в развитии педагогического мастерства работников сферы образования. Аргументируется положение о том, что конкурсное участие творчески работающих педагогов, демонстрирующих лучшие интегративные практики, служит подтверждением непрерывности педагогического образования, его качественного прогресса. Обоснована модель повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе идей аксиологичности, интеграции, коммуникативности в конкурсной профессиональной деятельности. Определены ее ведущие функции и этапы. Научные рассуждения опираются на результаты проводимой сотрудниками кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета экспертизы межпредметных проектов по безопасности дорожного движения, представленных в рамках Всероссийского педагогического фестиваля (Москва, 2021).
Материалы и методы. Материалами послужили результаты экспертной оценки 273 конкурсных проектов межпредметного и интегративного обучения детей безопасному поведению на дорогах, выполненных педагогами 43 субъектов Российской Федерации. Анализ и оценивание авторских проектов осуществлялось на основе системы диагностических методов, раскрывающихся в отечественных и зарубежных работах и сформатированных в рамках Педагогического фестиваля. Поставленная цель и задачи определили необходимость использования методов анализа, в том числе сравнительного; обобщения и систематизации, прогнозирования и моделирования.
Результаты исследования. Формирование современного научного представления о профессиональных конкурсах как эффективных средствах непрерывного образования и обоснование модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключения. Выявлены достоинства профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и рефлексии в направлении дальнейшей самореализации в контексте новых образовательных стратегий; сделан вывод о необходимости модельного представления профессионального совершенствования педагогов в обучения детей дорожно-транспортной безопасности в логике интегративной проектной деятельности и разнообразной коммуникативности.
Ключевые слова
Об авторах
Г. С. КамериловаНижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия
Камерилова Галина Савельевна – доктор педагогических наук, профессор
SPIN-код 7770-7879
Нижний Новгород
И. В. Прохорова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия
Прохорова Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, заместитель директора института непрерывного образования
SPIN-код 5565-4147
Нижний Новгород
Список литературы
1. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessy-integratsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 13.12.2021).
2. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ - к реформации // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tsennostnom-smysle-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya-ot-reform-k-reformatsii (дата обращения: 15.10.2021).
3. Вакуленко Р.Я., Камерилова Г.С., Варламов А.С., Базин В.Е., Матюнькина Ю.С. Информационно-образовательная среда высшего педагогического образования как условие становления компетентной личности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25624 (дата обращения: 25.11.2016).
4. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник ТГПУ. 2007. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya-pedagogov (дата обращения: 17.12.2021).
5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.
6. Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/308 (дата обращения: 09.04.2021).
7. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новогород: Мининский университет, 2017. 212 с.
8. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Концептуальные основы повышения квалификации педагогов в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в свете современных направлений государственной образовательной политики // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 9. С. 172-180.
9. Картавых М.А., Прохорова И.В. Технологии развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. С. 126-139.
10. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-3.
11. Ковшова А.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Концепт. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-instrument-professionalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 11.12.2021).
12. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник ОмГУ. 2013. №2(68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.12.2021).
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007.
14. Максимова Г.И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 11. С. 145-146. URL: http://e-koncept.ru/2017/770182.htm (дата обращения: 18.12.2021).
15. Машуков А.В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-professionalnogo-masterstva-kak-faktor-razvitiya-pedagogicheskogo-tvorchestva-uchitelya (дата обращения: 17.12.2021).
16. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. –М.; СПб: Нестор-История, 2018. 456 с.
17. Сенаторова О.Ю., Чвякин В.А. Педагогическое мастерство современного педагога в структуре профессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-sovremennogo-pedagoga-v-strukture-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 15.12.2021).
18. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
19. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-antropologii-sovremennogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 15.10.2021).
20. Умаев А.У., Гаджикурбанова Г.М. Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема // МНКО. 2018. №2(69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-uchitelya-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 11.12.2021).
21. Шамшин Л.Б. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в культурологическом контексте // Человеческий капитал. 2020. №1(133). С.64-70.
22. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Veryaskina M.A., Ruban E.M. Electronic Informational and Educational Environment as a Factor of Competence-Oriented Higher Pedagogical Education in the Sphere of Health, Safety and Environment // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, no. 13. Available at: http://www.ijese.net/makale/786.html (accessed: 11.12.2021).
23. Markova S.M., Narkoziev A.K. Methods of research of professional education content // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.
24. Ilaltdinova E.Yu., Oladyshkina A.A. «This is the best teacher in the world!»: the influence of a school teacher on the professional self-determination of future teachers // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 3. P. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3.
25. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Veryaskina M.A. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_50.
26. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39(29). Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 11.12.2021).
27. Rudenko I.V., Bystrova N.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M. Modern technologies in working with gifted students // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.818.
28. Tatarnitseva S.N., Merzlyakova N.S., Zhitnikova N.E., Bulaeva M.N., Chernei O.T. Practice-oriented technologies as a means of forming students' communicative competence // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.810.