Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-6

Аннотация

Введение. В статье представлены концептуальные основы построения системы критериального оценивания образовательных результатов, которая рассматривается как подсистема системы независимой оценки образовательных результатов. Анализируются этапы становления и развития компетентностного подхода к оцениванию в школьном и вузовском образовании. Раскрываются основные компоненты системы критериального оценивания, приводится описание способов формулировки критериев и показателей, выделяются ключевые этапы построения критериальной системы оценивания образовательных результатов.

Материалы и методы. В основу исследования положены системный, деятельностный и компетентностный подходы к подготовке бакалавров педагогического образования, что позволило определить и согласовать компоненты системы критериального оценивания с компонентами системы независимой оценки образовательных результатов. Установлено, что ключевыми компонентами такой системы являются целевой компонент, образовательные результаты, индикаторы достижения образовательных результатов, оценочные средства, показатели оценивания и уровни достижения образовательных результатов. Раскрыта специфика представления образовательных результатов на основе переформулирования компетенций в сочетании с трудовыми действиями педагога. Определены принципы целостности и оптимальности для представления индикаторов достижения образовательных результатов, рассматриваемых в качестве критериев оценивания.

Результаты исследования. Определена цель построения системы критериального оценивания образовательных результатов будущих педагогов, и приведено описание понятий «образовательные результаты», «оценочные средства». Раскрыты способы описания образовательных результатов и способы представления показателей оценки. Приведено описание формы представления оценочных средств, в структуру которых включены организационно-методическая, содержательная и критериально-оценочная части. Показано, что в качестве уровней достижения образовательных результатов выступают уровни успешности деятельности обучающегося при выполнении заданий, являющихся оценочными средствами.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждаются связи выстраиваемой системы критериального оценивания с рейтинговой системой оценки качества подготовки обучающихся. Вывод, сформулированный в статье, представлен в виде технологических этапов построения системы критериального оценивания образовательных результатов.

Об авторе

Е. Н. Перевощикова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Перевощикова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, кафедра математики и математического образования

Нижний Новгород



Список литературы

1. Айзенштат Г.В., Стеблева Н.Н. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы // ИНФОРМИО. Современные образовательные технологии в образовании и культуре. URL: http://www.informio.ru/publications/id214 (дата обращения: 20.01.2021).

2. Аксенова Н.М. Международный опыт разработки национальных систем квалификаций // Образование и наука. 2014. №5. С.23-36.

3. Безукладников К.Э., Краснобокова А.А., Крузе Б.А. Критериальное оценивание результатов образования: монография. 2-е изд. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2012. 127 с.

4. Бершадская М.Д., Серова А.В., Чепуренко А.Ю., Зима Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №2. С. 38-50.

5. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. №4. С. 52-69.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

7. Блум Б. Таксономия педагогических целей. М.: «Новая школа», 1997. 62 с.

8. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н., и др. Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования / под ред. Е.И. Казаковой. М.: АНО «Платформа новой школы», 2019. 48 с.

9. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов н/Д.: Аркол, 2010. 386 с.

10. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. и др. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

11. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 127-135.

12. Каиров И.А. Педагогика: учебное пособие для педагогических вузов. М.: Учпедгиз, 1948. 464 с.

13. Каражигитова Т.А., Айтпукешев А.Т. Критериальное оценивание в системно-деятельностном подходе в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №45. С. 64-69.

14. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №3. C. 87-104.

15. Кузьминский А.Е. Отношение преподавателей к компетентностному подходу // Педагогика и психология образования. 2019. №1. С. 208-217.

16. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 47 с. (Сер. «Педагогика и психология»).

17. Липатникова И.Г. Оценивание как диагностическая процедура формирования конечных результатов обучения по математике // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 172-177.

18. Макарова О.Н. Независимая оценка как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей // Материалы VШ межрегиональной научно-практической конференции имени И. К. Шалаева / сост. И.И. Дранникова. Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2017. С. 199-200.

19. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 4.

20. Перевощикова Е.Н., Стафеева А.В., Кудряевцев В.А. и др. Модернизация образовательного процесса: технология конструирования оценочных средств для оценки образовательных результатов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 70 с.

21. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 9.

22. Поташник М.М. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

23. Раев К.В., Якимчук О.Н., Тимошина Е.Н. Первые шаги по реализации модели независимой оценки качества образования // Вестник Чувашского государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2018. №2(98). С. 263-274.

24. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. Екатеринбург, 2014. 28 с.

25. Соколова Е.В. Критериальное внутреннее оценивание учебных достижений учащихся 7-9 классов в обучении геометрии: дис. … канд. пед. наук. М., 2017. С. 37-47.

26. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. Том 1. М.: Изд-во Педагогика, 1985. 652 с.

27. Тимошенко А.Ю. Критериальное оценивание как средство формирования самоконтроля и самооценки обучающихся // Материалы VШ межрегиональной научно-практической конференции имени И.К. Шалаева / сост. И.И. Дранникова. Барнаул: КГБУ ДПО АКИПКРО, 2017. С. 84-89.

28. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, №1. С. 3-15.

29. Akopova M., Chernyavskaya V. Evaluation of Academic Science: Analizing Experience of St. Petersburg State Politechnical University. Perspectives and Challenges // Zeitschrift fur Evaluation. 2014. No. 2. Pp. 348-357.

30. Marzano R. J. Classroom assessment and grading that work. Alexandria, Virginia: Association for supervision and curriculum development, 2006.189 p.

31. Marzano R., Kendall J. The new taxonomy of educational objectives. XIV. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2007. 193 p.

32. World Conference on Higher Education: the New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development: communiqué. Paris, 2009. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183277 (accessed: 20.06.2021).

33. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion // European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690-698.

34. The Future of Education and Skills: Education 2030. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030 Position Paper (05.04.2018).pdf (accessed: 21.06.2021).

35. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. Available at: https://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed: 21.06.2021).


Рецензия

Просмотров: 1133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)