ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНД ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-1
Аннотация
Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Проведена экспертная оценка умения студентов магистратуры организовывать команды обучающихся и управлять ими.
Результаты исследования. Студенты магистратуры в процессе обучения при выполнении практико-ориентированных задач выполняли различные командные роли. В процессе прохождения производственной практики в образовательной организации студенты создавали команды обучающихся для проектной деятельности. В результате математикостатистической обработки полученных результатов экспертной оценки по критериям командообразования с помощью Хи-квадрата при p<0,01 и p<0,05 были получены следующие результаты. Были выявлены статистически значимые различия по критериям умения распределять социальные роли и полномочия между членами команды и обеспечивать сплоченность команды. Лишь уровень удовлетворенности от членства в группе и участия в достижении общей цели не был определен как достоверно различный. Последний результат означает, что необходима более значительная выборка студентов в дальнейшем исследовании либо требуется корректировка процесса обучения студентов магистратуры принципам командообразования в вопросах совместной исследовательской деятельности.
Обсуждение и заключения. В работе установлена достоверность эффективности реализации профессиональной подготовки по системе практико-ориентированных задач по обучению студентов принципам командообразования. В результате у студентов педагогической магистратуры были сформированы навыки командообразования и владения технологиями формирования команд обучающихся для проектной деятельности.
Об авторах
А. А. МирошниченкоРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Глазов
Д. Р. Мерзлякова
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности
Ижевск
Список литературы
1. Ауэр М.А. Международное общество по инженерной педагогике (IGIP) и новые вызовы в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 28-33.
2. Белбин Р. Мередит. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач: пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
3. Болотова И.С., Босых Н.Б. Командообразование как основной метод инновационного развития персонала // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №5(23). С. 11-16.
4. Гаджиев А.Г., Михалёва М.В. Роль лидера инноваций в создании нового технологического уклада // Инновационное развитие Российской экономики: материалы X Международной научно-практической конференции: в 5 томах. Том. 1. Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов. М., 2017. С. 82-85.
5. Дорожков Н.Д. Особенности построения и взаимодействия команды инновационного проекта // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №2(7). С. 43-47.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
7. Инновационный менеджмент. М.: Альпина Паблишер, 2017. 206 с.
8. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М., 2010. 550 с.
9. Макаров А.М. Самоорганизация стратегической деятельности предприятия: возможности и ограничения // Конвергенция в сфере научной деятельности: проблемы, возможности, перспективы: материалы Всероссийской научной конференции / под ред. А.М. Макарова. Ижевск, 2018. С. 407-410.
10. Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А. Междисциплинарные исследования проблем организации работы российской молодежи // Конвергенция в сфере научной деятельности: проблемы, возможности, перспективы: материалы Всероссийской научной конференции / под ред. А.М. Макарова. Ижевск, 2018. С. 278-282.
11. Мерзлякова Г.В., Макаров А.М. Центр развития передовых технологий в экономике Удмуртской Республики // Аккредитация в образовании. 2018. №1(101). С. 36-37.
12. Мирошниченко А. А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психологопедагогические исследования. 2017. №1. C. 44-53.
13. Наговицын Р.С., Максимов Ю.Г., Мирошниченко А.А., Сенатор С.Ю. Реализация дидактической модели подготовки студентов к новаторству в процессе непрерывного образования будущего учителя // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. №5. С. 7-24.
14. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули [и др.]; пер. с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с.
15. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 №35263). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 01.02.2020).
16. Романченко С.В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. 2012. №4. С. 166-168.
17. Травин В. В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2008. 272 с.
18. Хомутский Д.Ю., Алиев И.Г. Формирование компетенций эффективного лидера команд, работающих в формате открытых инноваций // Инициативы XXI века. 2014. №2. С. 19-21.
19. Castelli P., Wan Abdul Rahman W.A. The impact of empathy on leadership effectiveness among business leaders in the United States and Malaysia // International Journal of Business, Economics and Management. 2013. No. 3. Pp. 83-97.
20. Greene J.O., Burleson B.R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2003. 1032 p.
21. Hodges S.D., Klein K.J. Regulating the costs of empathy: the price of being human // Journal of Socio-Economics. 2001. No. 30. Pp. 437-452.
22. Luthra A., Dahiya R. Effective Leadership is all About Communicating Effectively: Connecting Leadership and Communication // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 3(5). Pp.43-48.
23. Luthra A., Singh K. Organizational Communication and Management Effectiveness: An analytical Study at Various Managerial Levels // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 5. Pp. 59-66.
24. Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales // Current Psychology. 1994. No. 13. Pp. 97-116. DOI: https://doi.org/10.1007/BF02686794.
25. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 2006. No. 40. Pp. 525-543. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1972.tb00078.x.
26. Steinmann B., Ötting S. K., Maier G. W. Need for Affiliation as a Motivational Add-On for Leadership Behaviors and Managerial Success // Frontiers in psychology. 2016. No. 7. P. 1972. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01972.
27. Trujillo J.P, Simanova I., Bekkering H., Özyürek A. Communicative intent modulates production and comprehension of actions and gestures: A Kinect study // Cognition. 2018. No. 180. Pp. 38-51.
28. Verma D. Communication: A Necessary Leadership Skill // Management Guru: Journal of Management Research. 2013. No. 2. Pp. 95-101.
29. Vries R.E. de, Bakker-Pieper A., Oostenveld W. Leadership = Communication? The Relations of Leaders' Communication Styles with Leadership Styles, Knowledge Sharing and Leadership Outcomes // Journal of business and psychology. 2010. No. 3(25). Pp. 367-380. DOI: 10.1007/s10869-009-9140-2.