Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Тьюторская система в образовательной практике Великобритании

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение: важная задача отечественной педагогики связана с осмыслением и анализом опыта образовательных систем других стран, которые имеют многовековой педагогический опыт с целью оценки и использования наиболее успешных и эффективных разработок отечественной педагогикой. Опыт Великобритании выступает ведущим в отношении развития индивидуализации образования. Это опыт элитный, так как традиционная тьюторская система обучения складывалась и реализовывалась десятилетиями, она доказала свою эффективность в ходе взаимодействия со многими национальными педагогическими системами.

Материалы и методы: основополагающими для данного исследования являются теоретические методы: метод аналогии понятий «наставничество», «тьюторство», «поддержка», «сопровождение»; метод сопоставления, состоящий в рассмотрении применения практики тьюторства от Средневековья до наших дней и опыта тьюторской деятельности на разных уровнях образования Великобритании; метод анализа опыта тьюторской деятельности в образовательной практике Великобритании и опыта использования системы тьюторства в наши дни.

Результаты исследования: один из важнейших элементов образовательной системы Великобритании – тьюторское взаимодействие обучающегося и тьютора при обучении и воспитании, возникновение которого относится к периоду Средневековья. Технология тьюторской деятельности предполагает продуманное и чётко организованное психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в помощи обучающимся в выявлении и раскрытии способностей, в соотнесении их желаний с реально существующими возможностями, в определении перспектив роста и продвижения в личностном развитии, в ориентировке в быстро меняющемся мире. Во время всего периода обучения студент нуждается в руководстве и поддержке, которые включают в себя эффективное реагирование на возникающие вопросы, обеспечение реализации потребностей по  мере их возникновения.

При анализе тьюторской системы обучения как средства повышения качества образования мы не можем не согласиться с выводами многих учёных, основанными на статистических данных ведущих университетов Англии, что улучшение академических достижений студентов высших учебных заведений и обучающихся школ напрямую связано с тьюторской системой обучения.

Обсуждение и заключения: зарубежный опыт, в нашем случае английского образования, содержащий конструктивную практику повышения качества образовательного процесса, становится актуальным для современного российского образования. Изучая и анализируя опыт организации тьюторского сопровождения в Англии, мы можем определить стимул для более широкого осознания педагогической действительности, более ясно увидеть возникающие проблемы и пути их решения и обозначить направления дальнейшего развития российского образования в указанной сфере.

Об авторах

Е. А. Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Челнокова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.

Нижний Новгород.



З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, директор Института здоровья и экологии человека.

Челябинск.



Список литературы

1. Андреева Е.А. Сравнительный анализ моделей тьюторства (на примере Англии, Германии, Объединённых Арабских Эмиратов и России): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2012.

2. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контексте современных образовательных моделей. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 64 с.

3. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А. Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. С. 74.

4. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: Принт, 2005.

5. Межрегиональная тьюторская ассоциация. URL: http://www.thetutor.ru/ (дата обращения: 05.02.2019).

6. Тюмасева З.И., Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения: учебное пособие. Челябинск, 2017.

7. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т.20, №1. С.75-95.

8. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 23. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/search/search (дата обращения: 05.02.2019).

9. Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России. // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С. 39-47.

10. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18.

11. Cawelti G. Tutoring. Handbook of Research on Improving Student Achievement. Educational Research Service. Arlington, VA, 1995.

12. Contreras Y.A.H., Ayala S.R.V. The role of problematizing tutoring in the development of EFL students' writing skills // Mextesol Journal. 2019. Vol. 43(1).

13. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 549-556.

14. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khaznina E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities // Advancec in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pр.143-151. DOI: 0.1088/1755-1315/115/1/012036.

15. Herbert B., Ens B., Weerasinghe A., Billinghurst M., Wigley G. Design considerations for combining augmented reality with intelligent tutors // Computers and Graphics (Pergamon). 2018. Vol. 77. Pp. 166-182.

16. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova, Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1080-1087.

17. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1097-1105.

18. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1088-1096.

19. Kaznacheeva C.N., Lazytina A.L., Perova T.V., Cmirnova J.V., Chelnokva Е.A. Research trends of HR management in tourism // Advances in intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pр.448-455. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_57

20. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Worldwide management problems // Man in India. 2017. Vol. 97(15). Pp. 191-199.

21. Medina-Quesada A., Balsas-Almagro J.R., Gallego F.J., Rus-Casas C. Mentoring by Peers: A new proposal of the jaén school of engineering. DOI: http://dx.doi.org/10.1109/CISPEE.2018.8593452.

22. Molina Diaz M., Benet Gil A., Doménech Vidal A. Peer tutoring: A key element in the intercultural inclusive classrooms // Revista Complutense de Educacion. 2019. Vol. 30(1). Pp. 277-292.

23. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and application of methods of determining combined standardized indicator of assessment of financial condition of banking sector in the region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017. Vol. 21 (3). P. 6.

24. Perova T.V., Kuznetsova E.A., Vinnikova I.S., Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Essence of the role and characteristics of the operating conditions of enterprises before and after the transition to market relations from a macroeconomic position // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15(12). Pp. 103-112.

25. Vaganova O.I., Zanfir L.N., Smirnova Z.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Maseleno A. On the linguistic training of future teachers of unlike specialties under the conditions of Russian professional education // International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Vol. 7(4). Pp. 4090-4095.

26. Yale A.T. The personal tutor–student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. 2019. Vol. 43(4). Pp. 533-544

27. Yegorov Y.S., Milov V.R., Kvasov A.S., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Formalization of software requirements for information systems using fuzzy logic // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 1015 (4), no. 042062. DOI: 10.1088/1742-6596/1015/4/042062.


Рецензия

Просмотров: 1060


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)