ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-13
Аннотация
Введение: взросление ребенка – это процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных характеристик, включающий формирование в онтогенезе образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами). В рамках одной из частных гипотез мы определяем психологопедагогическое пространство развития сельского школьника динамикой взросления компонентов самосознания: самопонимания, самоактуализации и самоотношения. Приведены данные эмпирического исследования динамических аспектов взросления школьников пространства села, переживающих межвозрастной переход. Цель определяется необходимостью изучения специфических особенностей взросления сельских подростков, проживающих в Велижском и Смоленском районах Смоленской области, являющихся обучающимися сельских школ общим количеством 120 человек, из низ 68 юношей и 52 девушки. Материалы и методы: для исследования структурно-содержательных характеристик динамики взросления, определяемого развитием компонентов самосознания: самопонимания, самоактуализации и самоотношения, нами использован следующий психологический инструментарий: 1) методика оценки уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированная Н.Ф. Калиной (1987); 2) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина (1989); 3) методика свободного самоописания М. Куна и Т. Макпартлэнда (1992). Результаты исследования: результаты исследования показали, что для подростков в исследуемой выборке характерны высокие показания по шкале самопонимание (χ = 7,82), что является свидетельством того, что подростки являются чувствительными, сензитивными к собственным потребностям и желаниям, свободными от психологических защит, которые отделяют их личность от собственной сущности, а также не склонны к подмене собственных вкусов и оценок внешними социальными стандартами, принятыми в обществе. По данным корреляционного анализа в исследуемой выборке подростков, самопонимание положительно коррелирует при р < 0,01 с автономностью (r = 0,47), спонтанностью (r = 0,31), аутосимпатией (r = 0,49) и контактностью (r = 0,18). Определены высокие значения по шкалам отраженного самоотношения (χ = 6,05), самоценности (χ = 6,89) и самопривязанности (χ = 5,92). Эти данные отражают представления подростков о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание, а также указывают на некоторую ригидность их «Я-концепции», консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» на фоне характеристик взросления. Обсуждение и заключения: в содержании самопонимания подростков представлены актуальные для развития их личности сферы действительности и стороны собственной внутренней жизни. Старшеклассники стремятся понять не только свои личностные качества и черты характера, интересы и способности, отношение к себе и с окружающими людьми, но и свои чувства и мотивы, ценности и убеждения, жизненные планы и цели. Процесс взросления подростков предполагает развитие основных компонентов его самосознания, и в данном процессе большую помощь подростку могут оказать взрослые. Полученные данные учтены в психолого-педагогическом сопровождении подростков социокультурного пространства села, разработана программа социально-психологических тренинговых занятий, направленных на развитие у них самопонимания, самоактуализации и самоотношения, что позволит обеспечить процесс их взросления, регулятором которого будет развитое самосознание. Отмечена тенденция к дальнейшим исследованиям влияния социокультурных факторов на реализацию той или иной стратегии взросления и отношение к ней растущих детей на дистанции подросткового возраста.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ТерещенкоРоссия
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет, соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, педагог-психолог МБОУ «СШ №3» города Смоленска, педагог-психолог МБОУ Сметанинской средней школы Смоленского района Смоленской области
SPIN-код: 6730-8074
Список литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 496 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 351-352.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982.
5. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург-XXIвек, 1997. 424 с.
6. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии. Личности школьника. М., 1961. С. 135-136.
7. Золотухина М. Взросление по-американски: смена вех // «Отечественные записки». 2014. №5(62).
8. Извеков А.И. Взросление человечества: Кризис переходного возраста. СПб., 2011. 128 с.
9. Косилова Е.В. Философия возраста. Взаимосвязь экзистенциального и познавательного взросления человека. М., 2014. 160 с.
10. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Академкнига, 2003. 256 с.
11. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
12. Пиаже Ж. Логика и психология // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. 659 с.
13. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, №2. С. 5-10. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201
14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 14-22.
15. Прямикова Е.В., Веселкова Н.В. Социальная компетентность взросления: Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 290 с.
16. Психология подростка: учебник / под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 480 с.
17. Райф Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
19. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации / под ред. В.С. Собкина. М.: ЦСО РАО.2005. 359 с.
20. Терещенко В.В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. №11. С. 55-63.
21. Терещенко В.В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, №2. С. 110-115.
22. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016. 406 с.
23. Унденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей. М.: Университетская книга, 2010. 131 с.
24. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.
25. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: дис…. д-ра пед. наук. М., 2008.
26. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 120 с.
27. Хагурова Н.Е. Деформация культурно-институционального пространства взросления в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2015.
28. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М., 2007.384 с.
29. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 2006.
30. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. и научн. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 408 с.
31. Arnett J.J. Emerging adulthood:A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55(5). Pp. 469-480.
32. Arnett J.J. Emerging adulthood (s): The cultural psychology of a new life stage // Arnett J.J. (ed.) Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press, 2011. Pp. 255-275.
33. Chao R.K. Beyond Parental Control and Authoritarian Parenting Style: Understanding Chinese Parenting Through the Cultural Notion of Training // Child development. 1994. Vol. 65, no. 4. Pp.1111-1119.
34. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. Available at: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (accessed: 17.12.2018).
35. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982.
36. Prout A. The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children. London: Routledge, 2005.
37. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // James A., James A.L. (Eds) European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 216-233.