Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ДИНАМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: взросление ребенка – это процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных характеристик, включающий формирование в онтогенезе образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами). В рамках одной из частных гипотез мы определяем психологопедагогическое пространство развития сельского школьника динамикой взросления компонентов самосознания: самопонимания, самоактуализации и самоотношения. Приведены данные эмпирического исследования динамических аспектов взросления школьников пространства села, переживающих межвозрастной переход. Цель определяется необходимостью изучения специфических особенностей взросления сельских подростков, проживающих в Велижском и Смоленском районах Смоленской области, являющихся обучающимися сельских школ общим количеством 120 человек, из низ 68 юношей и 52 девушки. Материалы и методы: для исследования структурно-содержательных характеристик динамики взросления, определяемого развитием компонентов самосознания: самопонимания, самоактуализации и самоотношения, нами использован следующий психологический инструментарий: 1) методика оценки уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированная Н.Ф. Калиной (1987); 2) методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина (1989); 3) методика свободного самоописания М. Куна и Т. Макпартлэнда (1992). Результаты исследования: результаты исследования показали, что для подростков в исследуемой выборке характерны высокие показания по шкале самопонимание (χ = 7,82), что является свидетельством того, что подростки являются чувствительными, сензитивными к собственным потребностям и желаниям, свободными от психологических защит, которые отделяют их личность от собственной сущности, а также не склонны к подмене собственных вкусов и оценок внешними социальными стандартами, принятыми в обществе. По данным корреляционного анализа в исследуемой выборке подростков, самопонимание положительно коррелирует при р < 0,01 с автономностью (r = 0,47), спонтанностью (r = 0,31), аутосимпатией (r = 0,49) и контактностью (r = 0,18). Определены высокие значения по шкалам отраженного самоотношения (χ = 6,05), самоценности (χ = 6,89) и самопривязанности (χ = 5,92). Эти данные отражают представления подростков о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание, а также указывают на некоторую ригидность их «Я-концепции», консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» на фоне характеристик взросления. Обсуждение и заключения: в содержании самопонимания подростков представлены актуальные для развития их личности сферы действительности и стороны собственной внутренней жизни. Старшеклассники стремятся понять не только свои личностные качества и черты характера, интересы и способности, отношение к себе и с окружающими людьми, но и свои чувства и мотивы, ценности и убеждения, жизненные планы и цели. Процесс взросления подростков предполагает развитие основных компонентов его самосознания, и в данном процессе большую помощь подростку могут оказать взрослые. Полученные данные учтены в психолого-педагогическом сопровождении подростков социокультурного пространства села, разработана программа социально-психологических тренинговых занятий, направленных на развитие у них самопонимания, самоактуализации и самоотношения, что позволит обеспечить процесс их взросления, регулятором которого будет развитое самосознание. Отмечена тенденция к дальнейшим исследованиям влияния социокультурных факторов на реализацию той или иной стратегии взросления и отношение к ней растущих детей на дистанции подросткового возраста.

Об авторе

В. В. Терещенко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», Смоленск
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет, соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, педагог-психолог МБОУ «СШ №3» города Смоленска, педагог-психолог МБОУ Сметанинской средней школы Смоленского района Смоленской области

SPIN-код: 6730-8074



Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 496 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 351-352.

4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982.

5. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург-XXIвек, 1997. 424 с.

6. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии. Личности школьника. М., 1961. С. 135-136.

7. Золотухина М. Взросление по-американски: смена вех // «Отечественные записки». 2014. №5(62).

8. Извеков А.И. Взросление человечества: Кризис переходного возраста. СПб., 2011. 128 с.

9. Косилова Е.В. Философия возраста. Взаимосвязь экзистенциального и познавательного взросления человека. М., 2014. 160 с.

10. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Академкнига, 2003. 256 с.

11. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.

12. Пиаже Ж. Логика и психология // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. 659 с.

13. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, №2. С. 5-10. DOI: 10.17759/jmfp.2016050201

14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 14-22.

15. Прямикова Е.В., Веселкова Н.В. Социальная компетентность взросления: Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. 290 с.

16. Психология подростка: учебник / под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 480 с.

17. Райф Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

19. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации / под ред. В.С. Собкина. М.: ЦСО РАО.2005. 359 с.

20. Терещенко В.В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. №11. С. 55-63.

21. Терещенко В.В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, №2. С. 110-115.

22. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016. 406 с.

23. Унденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей. М.: Университетская книга, 2010. 131 с.

24. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.

25. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: дис…. д-ра пед. наук. М., 2008.

26. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 120 с.

27. Хагурова Н.Е. Деформация культурно-институционального пространства взросления в современном российском обществе: дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2015.

28. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М., 2007.384 с.

29. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 2006.

30. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. и научн. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 408 с.

31. Arnett J.J. Emerging adulthood:A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55(5). Pp. 469-480.

32. Arnett J.J. Emerging adulthood (s): The cultural psychology of a new life stage // Arnett J.J. (ed.) Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press, 2011. Pp. 255-275.

33. Chao R.K. Beyond Parental Control and Authoritarian Parenting Style: Understanding Chinese Parenting Through the Cultural Notion of Training // Child development. 1994. Vol. 65, no. 4. Pp.1111-1119.

34. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. Available at: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (accessed: 17.12.2018).

35. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982.

36. Prout A. The Future of Childhood: Towards the Interdisciplinary Study of Children. London: Routledge, 2005.

37. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // James A., James A.L. (Eds) European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 216-233.


Рецензия

Просмотров: 746


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)