ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТМИЗАЦИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-10
Аннотация
Введение: в статье представлено одно из направлений психокоррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР), инклюзивно обучающихся в общеобразовательных школах. Эти дети в силу своих психологопедагогических особенностей составляют более половины учащихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы. Для систематического и успешного обучения в школе любому ребенку необходима потенциальная нейробиологическая готовность мозговых систем и подсистем, обеспечивающих развитие высших психических функций и процессов (ВПФ), необходимых для школьного обучения. Результаты нейропсихологических исследований показывают, что для детей с ЗПР характерны парциальность поражения мозговых систем с недостаточностью отдельных корковоподкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных процессов. Одной из подкорковых мозговых систем, часто страдающей у детей с ОВЗ, является таламогипоталамический комплекс. Его дисфункция (или задержка созревания) проявляется как в неврологической симптоматике (нейро-обменно-эндокринных синдромах, терморегуляционных и вегетососудистых нарушениях, искажениях углеводного обмена), так и психологических проблемах (задержка речевого и психического развития, отсутствие ориентировки на речь взрослого как регулятор поведения, отставания в формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления и т.д.). Выяснено, что гипоталамические структуры зреют ритмически и им очень важны ритмические стимулы, идущие от внешней среды. Понимая законы формирования мозговых процессов, мы можем помочь развитию головного мозга ребенка, используя внешние ритмы в программе психокоррекционной поддержки младших школьников с ЗПР. Особенно эффективно метод ритмитизации может быть использован в коррекции двигательной сферы этой категории учащихся. В этой связи в нашем исследовании мы рассматриваем ритмитизацию, используемую в народном фольклоре, как условие развития моторных функций этой категории учащихся. Двигательная коррекция создает необходимый базис для нормального функциогенеза высших психических функций, повышает общую энергетику речевых и неречевых психических процессов, способствует преодолению стереотипий в поведении, создает основу для моторного обеспечения речеязыкового механизма, формирует умение управлять своим поведением, содействует преодолению мышечных зажимов и снятию телесного напряжения и, таким образом, создает предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Результаты исследования: в статье представлены результаты изучения двигательномоторных функций младших школьников с ЗПР, инклюзивно обучающихся в общеобразовательных школах, до и после психокоррекционной работы с использованием ритмизации по следующим параметрам: исследование кинестетического и динамического праксиса, реципрокной координации движений. В диагностических заданиях сочетались традиционные психологические приемы с нейропсихологическими тестами. После каждой серии проб давалась своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Балльные оценки определялись на основе шкалы: 3 балла – высокий уровень выполнения проб (движения выполняются правильно, последовательно, быстро, четко), 2 балла – средний уровень (движения выполняются правильно, последовательно, но темп замедлен, может отмечаться «зеркальность»), 1 балл – низкий уровень (нужное положение руки подбирается путем проб, движения резко замедлены, отмечается зеркальность, эхопраксии, персеверация или невозможность правильного повторения движений даже с помощью специалиста). В результате изучения было выявлено, что средний балл выполнения всех проб двигательного блока учащимися с ЗПР до начала психокоррекционной работы составил 1,41 балла. Особенно низкие показатели (1,28 баллов) выявлены при обследовании состояния реципрокной координации движений – замедлен темп, нарушена плавность, наблюдалось уподобление движений обеих рук. После коррекционного обучения средний балл выполнения всех проб двигательного блока у учащихся с ЗПР составил 2,33 балла. Обсуждение и заключения: в статье предложена структура психокоррекционной работы по развитию двигательной сферы младших школьников с ЗПР. В нее включены многочисленные двигательные упражнения по развитию общей и артикуляционной моторики, пальчиковая гимнастика, упражнения с одноименным и разноименным взаимодействием рук, ног, глаз и языка, способствующие формированию реципрокной координации. Все упражнения выполнялись под четкий ритмический рисунок фольклорных текстов. Именно они задавали внешний ритм постоянно повторяющимся движениям детей, а значит, способствовали общей ритмитизации мозговых структур. Стихотворный материал «поэзии пестования» с четкой ритмической структурой оказывал благотворное влияние на эмоциональное состояние детей: вызывал живой интерес и позитивные переживания, не утомлял при многократном повторении, формировал мотивацию к занятиям, снижал эмоциональное напряжение, содействовал возрастанию общей активности. Ритм и переключение позволяли детям научиться одновременно слушать, вспоминать и выполнять движения. Эти навыки они в дальнейшем успешно использовали в учебной деятельности, когда необходимо параллельно выполнять несколько действий: писать, задумываться над правилами, сохранять в памяти предложения и т.п. Таким образом, ритмизация движений не только способствует развитию подкорковых структур головного мозга детей, но и помогает адаптировать младших школьников к условиям обучения по общеобразовательным программам.
Об авторах
Е. Г. АзинаРоссия
учитель-логопед высшей квалификационной категории
С. Н. Сорокоумова
Россия
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и реабилитационных технологий
Т. В. Туманова
Россия
доктор педагогических наук, профессор
Список литературы
1. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. 1988. №4. С. 18-22.
2. Азина Е.Г., Данилова Н.М. Исследование высших психических функций и процессов, участвующих в становлении письменной речи у младших школьников с ЗПР // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание и технологии: материалы I Международного научно-методического семинара, г. Волгоград, 27-28 октября 2011. Волгоград, 2011. С.71-80.
3. Азина Е.Г. Необходимость развития межполушарного взаимодействия младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения // Безопасность и развитие личности в образовании: материалы II Всероссийской студенческой конференции (г. Таганрог, 19-21 мая 2016 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 10-12.
4. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Комарова Л.Ю. Специфика логопедической помощи младшим школьникам в условиях инклюзивного образования // Инициативы XXI века. 2016. №3-4. С.83-87.
5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для слушателей спецфакультетов по переподготовке работников народного образования по направлению «Психология». М.: Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.
6. Белоусова М.В., Гаврикова И.Ю., Меркулова В.А. Программа развития управляющих функций мозга: монография. Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2018. 240 с.
7. Борякова Н.Ю. К проблеме пространственно-временной и причинно-следственной детерминации осознания и вербализации логических последовательностей детьми с задержкой психического развития // Материалы международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития». М., 2008. С. 51-55.
8. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов педвузов. М.: АСТ; Астель, 2008. 222 с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. М.: АСТ; Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
11. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
12. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития // Неврологический вестник. 2008. Вып.3. С. 56-60.
13. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М.: Школьная Пресса, 2005. 96 с.
14. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. №4. С. 27-34.
15. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2006. 223 с.
16. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению: методика и технология психолого-педагогической работы на основе использования диагностико-прогностического скрининга: научно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2007. 79 с.
17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Издательство: СпортАкадемПресс, 2001. 448 с.
18. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008. №3. С. 3-9.
19. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
20. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю., Казакова М.С. Особенности межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у детей в норме и при отклонениях в развитии // Журнал прикладной психологии. 2005. №2-3. С. 2-11.
21. Корнев А.Н. Обучаемость и интеллект у детей // Развивающее обучение: Вопросы методологии и технологии. Вып II. СПб., 1998. С. 68-80.
22. Лебединский В.В., Бардышевская М.М. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия: в 2-х томах. Т.1. М.: ЧЕРО, Высшая школа, Изд-во МГУ, 2002. 744 с.
23. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л.С. Волковой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 208 с.
24. Лубовский В.И., Новикова Г.Р., Шалимов В.Ф. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. 2011. №5. С. 17-26.
25. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 374 с.
26. Малофеев Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации // Дефектология. 2011. №2. С.3-17.
27. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. №6. С. 10-15.
28. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств / отв. ред. М.Г. Храковская. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 30-39.
29. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1995. 198 с.
30. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классике Стиль, 2003. 320 с.
31. Меликян З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: автореф. … канд. психол. наук: 19.00.04. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. 22 c.
32. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1987. 240 с.
33. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
34. Покровская С.В., Цветков А.В. Нейропсихологический статус детей 3-5 лет с дисфункциями мезодиэнцефальных структур головного мозга // В мире научных открытий. 2015. №9-3. С. 984-992.
35. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 5-е изд. М.: Генезис, 2012. 474 с.