Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ У ЖЕНЩИН В ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-8

Полный текст:

Аннотация

Введение: значимость исследования жизненного пути обусловлена проблемой инкультурации, обеспечения преемственности духовных ценностей и традиций, поддержания прогрессивного развития социума. В рамках данной темы поздняя взрослость, в отличие от периода молодости, редко является предметом научных изысканий. При этом обоснование закономерностей становления личности, анализ возможностей развития ее потенциала, уточнения источников и механизмов самоактуализации не возможен без раскрытия психологической специфики заключительного возрастного периода. Помимо этого, повышение научного интереса к смысловым аспектам представлений пожилых людей может служить опосредованной профилактикой проблемы эйджизма. Материалы и методы: на первом этапе эмпирического исследования для определения содержания жизненного пути в представлении женщин в период поздней взрослости был использован метод полуструктурированного интервью. Для обработки данных был применен метод категоризации. Было опрошено 15 женщин от 55 до 90 лет. На втором этапе исследования с целью выявления гендерно-возрастной и личностной специфики восприятия жизненного пути в поздней взрослости были использованы: методика «Линия жизни», разработанная Е.И. Головаха и А.А. Кроник и методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО). Полученные данные были обработаны с помощью однофакторного дисперсионного анализа и корреляции. Респондентами являлись 70 женщин и 30 мужчин в возрасте от 55 до 90 лет. Результаты исследования: было установлено, что представления о жизненном пути имеют как событийное, так и смысловое содержание. Наиболее насыщенным периодом является прошлое, временная перспектива будущего в данном возрасте сужена. Период настоящего содержательно наполнен экзистенциальной тематикой. Гендерные особенности представлений о жизненном пути определены возрастными задачами. Выявлена тенденция увеличения количества отрицательных событий с возрастом, а также большей концентрацией на детских воспоминаниях и актуальном состоянии в старости, по сравнению с пожилым возрастом. Обсуждение и заключения: полученные результаты отчасти согласуются с теоретическими представлениями о периоде поздней взрослости в рамках психологии личности. При этом они позволяют сформировать основу для психологического сопровождения женщин пожилого возраста, построенную на принципах оптимизации психологического благополучия, нетравматичного осмысления событий жизненного пути, укрепления межпоколенной солидарности.

Об авторах

А. А. Озерина
Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград
Россия

доцент, Волгоградский государственный университет, Научный центр Российской академии образования Волгоградского государственного университета

Researcher ID: G6830-2015,



О. В. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия
профессор кафедры практической психологии, доктор психологических наук, профессор


Е. Е. Дмитриева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия
профессор кафедры специальной педагогики и психологии, доктор психологических наук, профессор


Список литературы

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 365 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

3. Афанасьева А.Н. Особенности субъективной картины жизненного пути женщины на этапе поздней взрослости // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 12, №24(95). C. 262-271.

4. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений / пер. с англ. А.А. Ипатовой // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №2. С. 46-58.

5. Волкова Е.Ю. Женщины в революционном движении конца XIX – начала XX века (на примере Костромской губернии) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. Т. 22, №6. С. 122-132. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.6.12.

6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Смысл, 2008. 267 с.

7. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 12. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12

8. Жилинская А.В. Подходы к изучению построения подростками траектории жизненного пути // Психологический журнал. 2018. Т. 39, №1. С. 36-45.

9. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.

10. Кузьмин М.Ю., Миронова Е.И., Токтарева А.В., Петров И.О. Связь идентичности и субъективной картины жизненного пути личности у подростков и юношей // Современные исследования социальных проблем. 2016. №12(68). С. 203-215. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-203-215.

11. Нуркова В.В. Жизнь - инструкция по применению: результаты графической экспликации культурного жизненного сценария // Международный журнал исследований культуры. 2018. №1(30). С. 55-73.

12. Окладникова Е.А. В.Д. Запорожская — ученый-сибиревед: гендерный аспект личной истории // Женщина в российском обществе. 2017. №3. С. 80-92.

13. Самосадова Е.В., Сухарева Н.Ф. Представления о семье и браке в субъективной картине жизненного пути молодежи // Пензенский психологический вестник. 2017. №2. С. 73-84.

14. Шлыкова Ю.Б., Ейбоженко В.Ю. Связь образа партнера с образом родителей в автобиографических воспоминаниях женщин // Человек. Сообщество. Управление. 2017. №4. С. 137-149.

15. Щукина М.А. Рождение и смерть как элементы экзистенциального опыта личности // Психологический журнал. 2017. Т. 38, №4. С. 41-52.

16. Яркин А.В. Феномен пожилого возраста: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 158 с.

17. Arstila V., Lloyd D. Subjective Time: The Philosophy, Psychology, and Neuroscience of Temporality Cambridge. MA: The MIT Press, 2014. 688 p. ISBN-10: 0262019949; ISBN-13: 978-0262019941.

18. Blackshaw E., Evans C., Cooper M. When life gets in the way: Systematic review of life events, socioeconomic deprivation, and their impact on counselling and psychotherapy with children and adolescents // Counselling and Psychotherapy Research. 2018. Vol. 18, no. 2. Pp. 143-153. DOI: 10.1002/capr.12156.

19. Camargo M.C., Lima-Silva T.B., Ordonez T.N., Tavares Batistoni S.S., Yassuda M.S., de Melo R.C., Lopes A., da Costa Domingues M.A.R., Cachioni M. Beliefs, Perceptions, and Concepts of Old Age Among Participants of a University of the Third Age // Psychology and Neuroscience. 2018. Article in Press. DOI: 10.1037/pne0000117.

20. De Aquino T.A.A., Gouveia V.V., Gomes E.S., De Sá L.B.M. The perception of meaning of life in vital cycle: A time perspective [A percepção de sentido de vida no ciclo vital: Uma perspectiva temporal] // Avances en Psicologia Latinoamerican. 2017. Vol. 35, no. 2. Pp. 375-386. DOI: 10.12804/revistas.urosario.edu.co/apl/a.3728.

21. Hess T.M., O'Brien E.L., Voss P., Fung H.H., Popham L.E. Context influences on the relationship between views of aging and subjective age: The moderating role of culture and domain of functioning // Psychology and Aging. 2017. Vol. 32(5). Pp. 419-431. DOI: 10.1037/pag0000181.

22. Hurd Clarke L., Korotchenko A. 'I know it exists ... But I haven't experienced it personally': Older Canadian men's perceptions of ageism as a distant social problem // Ageing and Society. 2016. Vol. 36, no. 8. Pp. 1757-1773. DOI: 10.1017/S0144686X15000689.

23. Ji S., Wang H. A study of the relationship between adverse childhood experiences, life events, and executive function among college students in China Psicologia // Reflexao e Critica. 2018. Vol. 31, no. 1. P. 28. DOI: 10.1186/s41155-018-0107-y.

24. Joel O.F., Olabisi A., Grace O.F., Oluwaseun O.M., Sunday J.A. Perception knowledge and attitude of nursing students towards the care of older patients // International Journal of Africa Nursing Sciences. 2017. Vol. 7. Pp 37-42. DOI: 10.1016/j.ijans.2017.06.004.

25. Lee K., Holst M., Martin, P., Poon L.W. Effect of Life Events, Social Supports, and Personality on Mental Status in Later Life // International Journal of Aging and Human Development. 2018. Vol. 86, no. 2. Pp. 111-130. DOI: https://doi.org/10.1177/0091415017702905.

26. McGannon K.R., McMahon J.b Understanding female athlete disordered eating and recovery through narrative turning points in autobiographies // Psychology of Sport and Exercise. 2019. Vol. 40. Pp. 42-50. DOI: 10.1016/j.psychsport.2018.09.003.

27. Simpson P., Brown W. C, Brown L. We’ve Had Our Sex Life Way Back’: Older Care Home Residents, Sexuality and Intimacy // Ageing & Society. 2018. Vol. 38 (7). Pp. 1478-1501. DOI: https://doi.org/10.1017/S0144686X17000101.

28. Strough J., de Bruin W.B., Parker A.M., Lemaster P., Pichayayothin N., Delaney R. Hour glass half full or half empty? Future time perspective and preoccupation with negative events across the life span // Psychology and Aging. 2016. Vol. 31, no. 6. Pp. 558-573. DOI: 10.1037/pag0000097.

29. Van der Linden D., Dunkel C.S., Tops M., Hengartner M.P., Petrou P. Life history strategy and stress: An effect of stressful life events, coping strategies, or both? // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 135. Pp. 277-285. DOI: 10.1016/j.paid.2018.07.024

30. Woodward W. R. Charlotte Buhler: Scientific entrepreneur in developmental, clinical, and humanistic psychology // Wade E. Pickren, Donald A. Dewsbury & Michael Wertheimer (Eds.) Portraits of pioneers in developmental psychology. New York: Psychology Press. 2012. Pp. 67-87.

31. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics Of Psychosomatic Risk İn Psychotherapeutic Practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Рp. 12566-12575. Article Number: ijese.2016.930. Available at: http://www.ijese.net/makale/1727 (accessed: 24.11.2018).

32. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/2016_7.6.html (accessed: 24.11.2018).

33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern functions of a textbook on social sciences and humanities as an informational management tool of university education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465518 (accessed: 24.11.2018).


Рецензия

Просмотров: 968


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)