Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2

Аннотация

Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего развития содержания профессионального образования. При исследовании содержания профессионального образования необходимо учитывать требования экономического и социального развития страны, научно-технического прогресса, цели и задачи профессионального образования, стратегические ориентиры профессиональнопедагогического образования. Не менее важное значение приобретает процесс возникновения и развития новых особенностей в содержании профессионального образования. Материалы и методы: методы исследования связаны с содержанием и качественными особенностями содержания учебных планов и программ. В исследовании используются следующие методы научного исследования: методы теоретического исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, обобщение, сравнение и др.; эмпирические методы – наблюдение: прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное); педагогический эксперимент: анализ письменных и графических работ обучающихся; собеседование, интервьюирование, анкетирование; монографическое изучение работ педагогов, мастеров производственного обучения, обучающихся. Результаты исследования: социальный и научно-технический прогресс вызывают существенные изменения в трудовой деятельности рабочих и специалистов. Тенденции в изменении содержания труда на основе межотраслевой и отраслевой интеграции обусловлены дальнейшим развитием многоотраслевого народного хозяйства, применением сходных средств труда, сходством машин и аппаратов, типизацией технологических процессов, общими научными основами производства конечного продукта. Требования к квалифицированному рабочему и специалисту, основные тенденции изменения содержания его труда, историко-логический анализ содержания профессионального образования позволяют выделить следующие изменения содержания образования: органическое сочетание гуманитарного, политехнического и профессионального образования; усиление теоретической подготовки в общей структуре содержания профессионального образования; увеличение роли инженерно-технических знаний в профессиональной подготовке рабочих и специалистов; системность, непрерывность и этапность содержания производственного обучения в области специализации, что обеспечивает соотношение основной и специальной частей; обеспечение комплексных межпредметных связей в построении учебных планов и программ; возрастание роли политехнических знаний, умений на основе научно-технической общности в современном производстве; сочетание профессиональных знаний и профессионально-технологических умений в форме профессиональных компетенций; возрастание роли научных основ производства во всех циклах учебных предметов. Обсуждение и заключения: проведенное исследование содержания профессионального образования позволило выявить факторы, влияющие на развитие содержания (научнотехнический и социальный прогресс, анализ трудовой деятельности, тенденции развития профессионального образования, Федеральный государственный образовательный и профессиональный стандарты), требования к содержанию теоретического и производственного обучения, принципы производственного обучения.

Об авторах

С. М. Маркова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия
доктор педагогических наук, профессор


А. К. Наркозиев
Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана», Бишкек
Кыргызстан
доктор педагогических наук, академик, вице-президент по академическим вопросам


Список литературы

1. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 55-59.

2. Александрова Н.М. О структуре и содержании концепции образовательной политики в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 21-26.

3. Булаева М.Н., Сергеева Д.С., Тюмина Н.С. Особенности проектирования содержания образования взрослых обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 84-90.

4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

5. Гроссман И.Б., Морозова И.М. Проблема формирования готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №2(40). С. 87-92.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, №8. С. 9-28.

7. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. С. 17.

8. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2014. №3. С. 27.

9. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 5.

10. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). С. 15.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. №6. С. 42-49.

12. Мирзоева М.М. Творчество в деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15. С. 291-293.

13. Морозова И.М., Гроссман И.Б. Содержание и структура готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. №1. С. 74-76.

14. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 5.

15. Петров А.Ю., Булаева М.Н., Клычков К.Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых // В мире научных открытий. 2014. №11-7(59). С. 2568-2580.

16. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.

17. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. №3(19). С. 87-92.

18. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274-280.

19. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. №2. С. 102-104.

20. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38(№25). Р. 9.

21. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 406-411. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_52

22. Bulganina S.B.; Golubeva O.B., Lebedeva T.E. (et al.) Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, no. 10. Pp. 11-18.

23. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

24. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

25. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97(11). Pp. 101-114.

26. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Y. Use of open electronic courses in educational activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 541-548.

27. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality // Economics of Education Review. 2011. Vol. 30. Pp. 466-479. Available at: http://hanushek.stanford.edu/sites/default/files/publications/Hanushek%202011%20EER%2030%283%29.pdf (accessed: 15.12.2018).

28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. Pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6

29. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1080-1087.

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39(29). P. 7.

31. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11s. Pp. 489-493.

32. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.

33. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

34. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 355-366.

35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 4.

36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-316.


Рецензия

Просмотров: 1579


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)