МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2
Аннотация
Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего развития содержания профессионального образования. При исследовании содержания профессионального образования необходимо учитывать требования экономического и социального развития страны, научно-технического прогресса, цели и задачи профессионального образования, стратегические ориентиры профессиональнопедагогического образования. Не менее важное значение приобретает процесс возникновения и развития новых особенностей в содержании профессионального образования. Материалы и методы: методы исследования связаны с содержанием и качественными особенностями содержания учебных планов и программ. В исследовании используются следующие методы научного исследования: методы теоретического исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, обобщение, сравнение и др.; эмпирические методы – наблюдение: прямое (непосредственное), косвенное (опосредованное); педагогический эксперимент: анализ письменных и графических работ обучающихся; собеседование, интервьюирование, анкетирование; монографическое изучение работ педагогов, мастеров производственного обучения, обучающихся. Результаты исследования: социальный и научно-технический прогресс вызывают существенные изменения в трудовой деятельности рабочих и специалистов. Тенденции в изменении содержания труда на основе межотраслевой и отраслевой интеграции обусловлены дальнейшим развитием многоотраслевого народного хозяйства, применением сходных средств труда, сходством машин и аппаратов, типизацией технологических процессов, общими научными основами производства конечного продукта. Требования к квалифицированному рабочему и специалисту, основные тенденции изменения содержания его труда, историко-логический анализ содержания профессионального образования позволяют выделить следующие изменения содержания образования: органическое сочетание гуманитарного, политехнического и профессионального образования; усиление теоретической подготовки в общей структуре содержания профессионального образования; увеличение роли инженерно-технических знаний в профессиональной подготовке рабочих и специалистов; системность, непрерывность и этапность содержания производственного обучения в области специализации, что обеспечивает соотношение основной и специальной частей; обеспечение комплексных межпредметных связей в построении учебных планов и программ; возрастание роли политехнических знаний, умений на основе научно-технической общности в современном производстве; сочетание профессиональных знаний и профессионально-технологических умений в форме профессиональных компетенций; возрастание роли научных основ производства во всех циклах учебных предметов. Обсуждение и заключения: проведенное исследование содержания профессионального образования позволило выявить факторы, влияющие на развитие содержания (научнотехнический и социальный прогресс, анализ трудовой деятельности, тенденции развития профессионального образования, Федеральный государственный образовательный и профессиональный стандарты), требования к содержанию теоретического и производственного обучения, принципы производственного обучения.
Об авторах
С. М. МарковаРоссия
доктор педагогических наук, профессор
А. К. Наркозиев
Кыргызстан
доктор педагогических наук, академик, вице-президент по академическим вопросам
Список литературы
1. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2009. №3(20). С. 55-59.
2. Александрова Н.М. О структуре и содержании концепции образовательной политики в традиционном прикладном искусстве // Вопросы культурологии. 2013. №8. С. 21-26.
3. Булаева М.Н., Сергеева Д.С., Тюмина Н.С. Особенности проектирования содержания образования взрослых обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-6. С. 84-90.
4. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
5. Гроссман И.Б., Морозова И.М. Проблема формирования готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №2(40). С. 87-92.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, №8. С. 9-28.
7. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2013. №7. С. 17.
8. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2014. №3. С. 27.
9. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 5.
10. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. №2(2). С. 15.
11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и методика профессионального образования как научная специальность и учебная дисциплина // Школа будущего. 2016. №6. С. 42-49.
12. Мирзоева М.М. Творчество в деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №15. С. 291-293.
13. Морозова И.М., Гроссман И.Б. Содержание и структура готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. №1. С. 74-76.
14. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 5.
15. Петров А.Ю., Булаева М.Н., Клычков К.Е. Проектирование содержания дополнительного образования взрослых // В мире научных открытий. 2014. №11-7(59). С. 2568-2580.
16. Седых Е.П. Логико-структурный подход к управлению образовательными проектами // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 6.
17. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. №3(19). С. 87-92.
18. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-8. С. 274-280.
19. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. №2. С. 102-104.
20. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38(№25). Р. 9.
21. Bulaeva M.N., Vaganova O.I., Koldina M.I., Lapshova A.V., Khizhnyi A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 406-411. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_52
22. Bulganina S.B.; Golubeva O.B., Lebedeva T.E. (et al.) Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, no. 10. Pp. 11-18.
23. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18
24. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25
25. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F., Solovev M.Y. Model for employer-sponsored education of teachers: Opportunities and challenges // Man in India. 2017. Vol. 97(11). Pp. 101-114.
26. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Y. Use of open electronic courses in educational activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 541-548.
27. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality // Economics of Education Review. 2011. Vol. 30. Pp. 466-479. Available at: http://hanushek.stanford.edu/sites/default/files/publications/Hanushek%202011%20EER%2030%283%29.pdf (accessed: 15.12.2018).
28. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. Pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6
29. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1080-1087.
30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39(29). P. 7.
31. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11s. Pp. 489-493.
32. Markova S., Depsames L., Burova I., Tsyplakova S., Chigarov E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 5.
33. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17
34. Skitnevskiy V.L., Reva A.V., Novozhilova J.S. (et al.) Method Of Training Amateur Athletes For The Marathon // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 5. Pp. 355-366.
35. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20(3). P. 4.
36. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. (et al.) Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal Of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 305-316.