ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТМЕТКИ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-12
Аннотация
Введение: в статье обсуждается проблема психологии педагогической отметки, которая стала весьма актуальной в последнее время. В широких общественных кругах все чаще высказывается мнение об отмене школьных оценок. Очевидно, что подобные обсуждения периодически возникают в истории образования на протяжении нескольких веков. Вместе с тем аргументация целесообразности отмены школьных отметок является недостаточной, разрозненной, противоречивой и подкрепляется суждениями не научного, а бытового плана с апелляцией к психологическим исследованиям разного уровня. В этой связи становится необходимым создание научного дискурса, посвященного данной проблеме с целью предупреждения псевдонаучных спекуляций в решении социальных вопросов.
Материалы и методы: статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме психологии педагогической оценки и отметки. Основным методом изучения психологического контекста педагогической оценки и отметки является метод теоретического анализа научных психологических источников.
Результаты исследования: рассмотрение теоретических положений и эмпирических исследований в контексте обсуждения проблемы психологии педагогической отметки и оценки происходит в ракурсе исследований эмоциональных состояний школьника, школьной тревожности, школьной мотивации, учебной мотивации, социально-психологического климата школьного класса, самооценки школьника, отношений между учителем и учеником, детско-родительских отношений. Последовательно приводится научная аргументация, опровергающая мнения о негативном влиянии педагогической отметки и оценки на обозначенные выше индивидуальные и социальные аспекты системы отношений школьника в процессе учебной деятельности.
Обсуждение и заключения: обосновывается вывод об отсутствии целесообразности отмены педагогической отметки в школе. На основании результатов психологических исследований доказывается необходимость педагогической оценки и отметки при условии ее объективности и понятности как эффективного способа обратной связи школьнику и его социальному окружению о результативности его учебной деятельности.Об авторах
Е. Н. ВолковаРоссия
Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, директор.
А. В. Микляева
Россия
Микляева Анастасия Владимировна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека.
С. А. Безгодова
Россия
Безгодова Светлана Александровна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии человека.
Список литературы
1. Аверина А.В., Яничева Т.Г. Динамика самооценки младших школьников в зависимости от школьной и семейной ситуаций // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Том 3. С. 3-11.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: в 2 томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, №2. С. 38-47. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp.2015110204
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
5. Зинова Т.В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 23 с.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 2009. 178 с.
7. Курова Ю.А. Оценка и отметка в школе // Наука и образование: новое время. 2014. №1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678070 (дата обращения: 01.11.2018).
8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знания, 1976. 64 с.
9. Мартьянов Е.А. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. Выпуск 3(8). С. 76-82.
10. Моренко И.М., Кузнецова А.А. Отношение к академической оценке детей младшего школьного возраста // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2017. №5. С. 50-57.
11. Надеждин Д.С. Динамика социометрического статуса школьников в процессе обучения с 1-го по 11-й классы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. №2. С. 25-29.
12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 303 с.
13. Симоненко И.А. Развитие адекватности и устойчивости самооценки младшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.
14. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социология школьной отметки // Педагогика. 2013. №3. С. 8-20.
15. Тремаскина С.А. Проблема педагогической оценки в традиционной и развивающей образовательных системах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. №562. С. 91-99.
16. Троицкая И.Ю. Психологические аспекты педагогической оценки в современной начальной школе // Начальная школа. 2018. №7. С. 9-13.
17. Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. С. 61-66.
18. Чернявская В.С., Андреева Е.А. Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами, на примере учеников 1 класса МБОУ СОШ №35, г. Владивосток // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №S11. С. 14-21. URL: http://e-koncept.ru/2016/76130.htm (дата обращения: 01.11.2018).
19. Corpus J.H., McClintic-Gilbert M.S., Hayenga A.O. Within-year changes in children’s intrinsic and extrinsic motivational orientations: Contextual predictors and academic outcomes // Contemporary Educational Psychology. 2009. Vol. 34. Рp. 154-166. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2009.01.001
20. Eccles J.S., Wigfield A. Motivational beliefs, values, and goals // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. Рp. 109-132. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135153
21. Poorthuis A.M.G., Juvonen J., Thomaes S., Denissen J.J.A., de Castro B.O., van Aken M.A.G. Do grades shape students’ school engagement? The psychological consequences of report card grades at the beginning of secondary school // Journal of Educational Psychology. 2015. Vol. 107(3). Рp. 842-854. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/edu0000002
22. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55(1). Рp. 68-78. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68
23. Stipek D.J., Mac Iver D. Developmental change in children’s assessment of intellectual competence // Child Development. 1989. Vol. 60. Рp. 521-538. DOI: 10.2307/1130719
24. Weidinger A.F., Steinmayr R., Spinath В. Math grades and intrinsic motivation in elementary school: A longitudinal investigation of their Association // British Journal of Educational Psychology. 2017. Vol. 87. Pp. 187-204. DOI: 10.1111/bjep.12143