Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Полный текст:

Аннотация

Введение: В современной науке актуально рассмотрение системы наставничества как наиболее эффективного пути использования человеческого ресурса организации для решения стратегических задач. Необходимость возрождения системы наставничества в стране была признана современными менеджерами, занятыми в сфере бизнеса, экономики, услуг. Именно здесь изменения в экономике приводят к изменениям в управленческой деятельности. Современный бизнес взял на вооружение приём наставничества и ему отдаёт предпочтение в подготовке и адаптации молодых специалистов.

Материалы и методы: в исследовании нами использовались теоретические и эмпирические методы познания: методы ретроспективного анализа материалов, анализа литературы, документов, анализ работ по теме исследования, метод аналогии и сопоставления, метод обобщения результатов исследования.

Результаты исследования: проанализировав научные исследования о наставничестве, мы пришли к заключению, что в современных условиях в связи с изменением политической и социально-экономической ситуации отношение к наставничеству изменилось, но не утратило своей актуальности. Однако наставничество претерпело трансформацию по виду деятельности: на современном этапе происходит переосмысление категории «наставничество». Наставничество распространяется не только на профессиональную сферу и сферу общественных взаимоотношений, но и на образование, воспитание.

Обсуждения и заключения: правильная организация системы наставничества способна не только передать профессиональный опыт последующим поколениям, но также оказывать влияние на процесс воспитания молодых сотрудников, на атмосферу организации. На сегодняшний момент к системе наставничества привлечено внимание не только производственных предприятий, но и организаций непроизводственной сферы. Наставничество является эффективным средством, способствующим профессиональному развитию, позволяющим сотрудникам организации достигнуть карьерных целей, намеченного профессионального успеха. Высока результативность наставничества при повышении эффективности использования кадровых ресурсов.

Об авторах

Е. А. Челнокова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Челнокова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.

Нижний Новгород.



З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный педагогический университет.
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, директор Института здоровья и экологии человека.

Челябинск.



Список литературы

1. Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». 2012 №4. С. 248-255

2. Воробьева Е.В., Разуменко В.А., Семенова Н.К. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1193-1196. URL https://moluch.ru/archive/116/31385/ (дата обращения: 08.12.2017).

3. Зарецкий М.Ф. Наставник и педагогика. Л., 1876. 15 с.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. С. 30.

5. Льюис Г. Менеджер-наставник. М.: Баланс Клуб, 2002. С. 63.

6. Максимов В.В. Институт тьюторства как образовательная стратегия // Россия в контексте современных образовательных моделей. Жуковский, 2000. 64 с.

7. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: монография. Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХI век», 2013. 183 с.

8. Наставник и воспитание молодёжи / сост. А.И. Кутепов. Челябинск, 1975. 272 с.

9. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А. Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский, 2005. С. 74.

10. Педагогика наставничества / сост. Н.М. Таланчук. М.: Советская Россия, 1981. 192 с.

11. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. СПб.: Питер, 2002. С. 231.

12. Савинова С.Ю., Кудрявцева В.В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. №11.

13. Тьюторская ассоциация. URL: http://www.thetutor.ru/ (дата обращения: 27.05.2018).

14. Тюмасева З.И., Гладкая Е.С. Технологии тьюторского сопровождения: учебное пособие. Челябинск, 2017.

15. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20, №1. С. 75-95.

16. Урмина И.А. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. №7.

17. Фомин Е.Н. Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста // Среднее профессиональное образование. 2012. №7. С. 6-8.

18. Челнокова Е.А., Набиев Р.Б. Тьюторская деятельность педагога по обеспечению успешной адаптации студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С.23. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/search/search (дата обращения: 27.05.2018).

19. Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С.39-47.

20. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsarapkina J.M., Morozova I.M., Krivonogova A.S. Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

21. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 549-556.

22. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khaznina E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities // Advancec in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pр.143-151.

23. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1080-1087.

24. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1097-1105.

25. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(4). Pp. 1088-1096.

26. Kaznacheeva C.N., Lazytina A.L., Perova T.V., Smirnova J.V., Chelnokova Е.A. Research trends of HR management in tourism // Advances in intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pр. 448-455. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_¬¬57

27. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Bicheva I.B., Smirnova Z.V., Lazutina A.L. Worldwide management problems // Man in India. 2017. Vol. 97(15). Pp. 191-199.

28. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and application of methods of determining combined standardized indicator of assessment of financial condition of banking sector in the region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017. Vol. 21(3). P. 6.

29. Perova T.V., Kuznetsova E.A., Vinnikova I.S., Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Essence of the role and characteristics of the operating conditions of enterprises before and after the transition to market relations from a macroeconomic position // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15(12). Pp. 103-112.

30. Yegorov Y.S., Milov V.R., Kvasov A.S., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V. Formalization of software requirements for information systems using fuzzy logic // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 1015(4). Article №042062. DOI: 10.1088/1742-6596/1015/4/042062


Рецензия

Просмотров: 755


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)