Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-6

Полный текст:

Аннотация

Введение: обеспечение современного качества образования в значительной мере определяют реализация компетентностного подхода в процессе обучения и системное выявление уровня сформированности компетенций. В большинстве исследовательских работ компетенция трактуется как интегральная характеристика обучающегося, отражающая его способности использовать всю совокупность имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств для разрешения возникающих проблем. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования все компетенции разделены на универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Статья посвящена поиску способов формирования универсальных и  общепрофессиональных компетенций  будущих бакалавров педагогического образования с помощью сетевых социальных сервисов в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – анализ отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, педагогический эксперимент.

Результаты исследования: представлен опыт реализации компетентностного подхода с помощью сетевых социальных сервисов при обучении будущих бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Рассмотрены возможности применения  сетевых социальных сервисов в рамках модуля «Информационные технологии» и дисциплины «Информационные технологии в образовании», а также в рамках внеаудиторной деятельности студентов. Приведены примеры использования сервисов создания гипертекста, совместного редактирования документов, совместного поиска и хранения информации, онлайн-визуализации и др. Проанализирован дидактический потенциал проектной деятельности студентов с помощью сетевых социальных сервисов в рамках информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы.

Обсуждение и заключения: поиск новых эффективных способов использования сетевых социальных сервисов направлен на создание педагогических условий для творческой самореализации, профессиональной адаптации и профессионального становления будущих бакалавров педагогического образования.

Об авторах

К. Р. Круподерова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Круподерова Климентина Руслановна – старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании.

Нижний Новгород.



О. Ф. Брыксина
Самарский государственный социально-педагогический университет.
Россия

Брыксина Ольга Федоровна – заведующий кафедрой ИКТ в образовании, кандидат педагогических наук, доцент.

Самара.



Список литературы

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 18.

2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. №1. С.79-85.

3. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза // Вопросы образования. 2013. №1. С. 156-173.

4. Гурулева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1045-1047.

5. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 9.

6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. М.: Издательство «Национальное образование», 2012. 416 c.

7. Ефремова Н.Ф. Специфика и проблемы формирования и оценивания компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27229 (дата обращения: 07.06.2018).

8. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов. // Высшее образование сегодня. 2008. №5. С. 14-19.

9. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно- просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 261.

10. Круподерова Е.П. Подготовка студентов к проектной деятельности в информационной образовательной среде XXI века // Вестник Мининского университета. 2013. №3. С. 9.

11. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-3. С. 277-283.

12. Круподерова К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВО КРАГСиУ. Сыктывкар, 2014. С. 54-57.

13. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. C. 88-91.

14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 160 с.

15. Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2016. 146 с.

16. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. 2015. №3. С. 151-153.

17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

18. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 07.05.2018).

19. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

20. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0 в высшем профессиональном обучении: монография. М.: МГОУ, 2011. 173 с.

21. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 3.

22. Самерханова Э.К., Круподерова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 140 с.

23. Смагина Е.А. Формирование профессиональных компетенций в проектной деятельности у будущих бакалавров педагогического образования как актуальная педагогическая проблема // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. №3. С. 28-32.

24. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. №125.

26. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 23.06.2018).

27. Armbrust M., Fox A., Griffith R., Joseph A. Above the Clouds: A Berkeley View of Cloud Computing. Berkeley: University of California. Available at: https://www2.eecs.berkeley.edu/Pubs/TechRpts/2009/EECS-2009-28.pdf (accessed: 07.11.2018).

28. Burov V., Patarakin E., Yarmakhov B. An innovative approach to collaborative document improvement // Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities and Social Media. Lisbon, Portugal, 2012. Pp. 191-194.

29. Efremova N.F. The best practices of evaluation of quality оf higher education // Language and Education. 2017. Vol. 31, issue 6(2). Pp. 763-768.

30. Efremova N.F. Reliability Assessments Competences of Students by Means of Evidential Reasoning. Problems of the development of modern science: theory and practice. Cartero Publishing House, Spain, 2018. Pp. 194-197.

31. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bahtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students’ Network Project Activities in the Context of the Information Educational Medium of Higher Education Institution // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 1. Pp.4578-4586.

32. Emigh W.C., Herring S.C. Collaborative Authoring on the Web: A Genre Analysis of Online Encyclopedias // Proceedings of the 38-th Hawaii International Conference on System Sciences. 2005. P.1-11.

33. IDC veröffentlicht 2016 – Prognose für den IT-Markt. Available at: http://news.sap.com/germany/2016/01/04/idc-veroffentlicht-2016-prognose-fur-den-it-markt (accessed: 07.05.2018).

34. Patarakin Y., Shilova O. Concept of Learning Design for Collaborative Network Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 1083-1090.

35. Patarakin E., Visser L. New Tools for Learning – The Use of Wiki's // Visser L., Visser Y., Amirault R., Simonson M. (eds) Trends and issues in distance education: International Perspectives. 2nd Edition. Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2012. Pp. 287-299.

36. Mell P., Grance T. The NIST Definition of Cloud Computing. Available at: http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf (accessed: 08.06.2018).

37. Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts, and Other Powerful Web Tools for Classrooms. Thousand Oaks, California: Corwin Press, 2010.184 p.

38. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, issue 3.

39. Samerkhanova E., Krupoderova E., Krupoderova K., Bahtiyarova L. Ponachugin A. Networking of Lecturers and Students in the Information Learning Environment of Higher School by Means of Cloud Computing // IEJME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11(10). Pp. 3551-3559.

40. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. Pp. 955-968.

41. 101 Web 2.0 Teaching Tools. Available at: http://oedb.org/ilibrarian/101-web-20-teaching-tools/ (accessed: 07.11.2018).


Рецензия

Просмотров: 702


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)