Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-4

Полный текст:

Аннотация

Введение: непрерывное развитие информационных технологий определяет совершенно новые задачи и принципы работы для высших учебных заведений: не только качественное образование в узких рамках будущей профессии, но и обучение студента целому спектру профессиональных умений и навыков, которые позволят ему приступить к выполнению своих обязанностей в рабочей среде как можно быстрее и эффективнее. Выдвигаются новые, более высокие требования к подготовке студентов в области информационных технологий. В связи с этим актуальными становятся проблемы исследования процесса формирования аналитических умений у студентов информационно-ориентированных направлений подготовки, разработки средств, механизмов, технологий, подходов их формирования в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Целью статьи является выявление педагогических условий, способствующих успешному формированию аналитических умений у будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании.

Материалы и методы: для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, научно-методической литературы по проблеме работы; классификация; анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование.

Результаты исследования: обосновано, что необходимыми и достаточными педагогическими условиями успешного формирования аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий являются: использование развивающих заданий, отражающих структуру и содержание аналитических умений; ориентация самостоятельной работы студентов в процессе освоения информационных технологий на исследовательскую деятельность; реализация личностно ориентированного взаимодействия педагогов и студентов на основе метода проектов, реализованного с применением информационных технологий. Основными компонентами формирования аналитических умений являются мотивационный, когнитивный, рефлексивный и креативный.

Обсуждение и заключения: аналитические умения являются профессионально значимыми для специалистов в области информационных техноло­гий, позволяют разрешать трудности профессиональной деятельности и находить оптимальные решения поставленных задач. Реализация выявленных педагогических условий способствует успешному формированию аналитических умений будущих ИТ-специалистов в вузовском образовании.

Об авторах

Н. Д. Жилина
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Россия

Жилина Наталья Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования.

Нижний Новгород.



Л. Б. Таренко
Университет управления «ТИСБИ».
Россия

Таренко Людмила Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий.

Казань.



Список литературы

1. Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А. Об использовании отраслевых программных средств в обучении инженеров // Информатика и образование. 2017. №7(286). С. 43-44.

2. Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А. Педагогические условия подготовки техников к применению ИКТ в транспортной сфере // Современные гуманитарные исследования. 2016. №6(73). С. 87-88.

3. Гиннэ С.В. Об аналитических умениях бакалавра технического профиля подготовки // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №12-3(19). С. 11-13.

4. Дементьева Ю.В. Профессиональное становление молодых преподавателей как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4(71). С. 299-300.

5. Елистратова Т.А. Процессуальная модель развития аналитических умений студента в условиях вуза // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (1 октября 2014 г.). Уфа, 2014. С. 18- 22.

6. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Особенности формирования аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-formirovaniya-analiticheskih-umeniy-u-buduschih-spetsialistov-v-oblasti-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 25.06.2018).

7. Жилина Н.Д., Таренко Л.Б. Модель формирования аналитических умений у будущих специалистов в области информационных технологий: монография. Н. Новгород: ННГАСУ. 2016. 163 с.

8. Зайдуллин С.С., Новикова С.В. Концепция международной образовательной среды для обучения IT-специалистов на основе запросов рынка труда // Ученые записки ИСГЗ. 2016. №1(14). С.245-249.

9. Козлов О.А., Ундозерова А.Н. Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества // Человек и образование. 2017. №4(53). С. 46-52.

10. Кошелев И.А. Груздева М.Н. Педагогическое оценивание результатов образовательного процесса в вузе. // Современные наукоемкие технологии. 2015. №12. С. 70-72.

11. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Исполнительский анализ с применением информационных технологий как инструмент развития профессионального мышления педагога-музыканта // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-6. С. 193-200.

12. Меньшенина С.Г. Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. №4(28). С. 75-81.

13. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактическая инженерия: технология подготовки IT-инженеров в техногенной среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. №11. С. 64.

14. Обади Абдулфаттах А.М., Нуриев Н.К. Разработка динамической интеллектуальной карты освоения компетенций // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21, №2. С. 406-413.

15. Овсянникова И.Г. Роль аналитических умений в формировании профессиональной компетентности будущего учителя // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 ч. Ч. 5. М.: «АР-Консалт», 2013. С. 51-55.

16. Рогожкина Т.М., Самерханова Э. К. Стратегические ориентиры развития личностных качеств будущих специалистов в области информационных технологий // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 1-31 декабря 2016 г.). Н. Новгород, 2017. С. 194-200.

17. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 2.

18. Самерханова Э.К., Гайда М.Г. Формирование профессиональной рефлексии студентов в области прикладной информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-11. С. 71-77.

19. Таренко Л.Б. Требования к подготовке современного специалиста в области информационных технологий // Научно-информационный журнал Вестник «ТИСБИ». 2017. №2. С. 40-47.

20. Теплая Н.А. Методики формирования и развития компонентов информационной культуры специалиста инженерного профиля при уровневом обучении // Информатика и образование. 2016. №5(274). С. 33-37.

21. Тхакушинова А.Т., Темзокова А.В. Профессиональная подготовка провизоров на основе формирования химических компетенций // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник материалы II Международной научно-практической конференции. Витебск, 2016. С. 317-319.

22. Федорова О.В. Формирование компетенций проектной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами у студентов факультета информационных технологий вуза. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-kompetentsiy-proektnoy-deyatelnosti-v-sootvetstvii-s-professionalnymi-standartami-u-studentov-fakulteta-informatsionnyh (дата обращения: 10.06.2018).

23. Хрулева И.И. Эффективные педагогические средства приобщения студентов к аналитической деятельности на занятиях иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-10. С. 227-233.

24. Чиркова В.М., Рубцова Е.В. Диагностика уровня развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 411.

25. Ширшова И.А., Мухина М.Л. Современные подходы к формированию геометро-графической подготовки в технических вузах // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №V8. С. 23-30. DOI: 10.24422/MCITO.2017.V8.6981

26. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.

27. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

28. Bistrickaya E., Burkhanova Y., Grigorieva E., Ivanova S. Rhizome-modular teach-ingofstudents as a basis of their professional creative self-consciousness formation // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 2. Pp. 85-94.

29. Dupuy A., Izhutkin V., Pickl S., Tschiedel R. Judgment Based Analysis via an Interactive Learning Software for Modern Operations Research Education and Training // Proceedings of the International Conference for Operations Research (Selected Papers). Berlin, Heidelberg: Springer Verlag, 2011. Pp. 623-628.

30. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 5. Pp. 191-204.

31. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14, no. 1. Рp. 1-6.

32. Ibragimov I.D., Makarova E.V., Ablyasova A.G., Dmitriev E.V., Kudyashev N.K., Khvanderova A.D., Fedorova N.I. Organization of Educational and Research Project Activity of University Students // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8, no. 6.

33. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11(11s). Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 20.11.2018).

34. Nuriev N.K., Starygina S.D. New didactic systems of the engineering education // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. DOI: https://doi.org/10.1109/ICL.2013.6644594

35. Nuriev N.K., Starygina S.D., Gibadullina A.A. Didactic engineering: the technology of IT-engineer’s rapid professional progress // American Scientific Journal. 2016. Vol. 5(5). Pp. 128-141.

36. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.06.2018).

37. Scott C.L. The Futures of Learning 2: What kind of learning for the 21st century? // UNESCO Education Research and Foresight, Paris. 2015. No. 14. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002429/242996e.pdf (accessed: 10.06.2018).

38. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no 22. Pp. 955-968.

39. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/%20RE/pbl_research/29 (accessed: 12.06.2018).

40. Vinоkur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: https://doi.org/10.5539/mas.v9n5p314


Рецензия

Просмотров: 862


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)