Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЕРВИС РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-2

Полный текст:

Аннотация

Введение: проблема мониторинга рентабельности реализуемых основных профессиональных образовательных программ становится все более актуальной в условиях необходимости выполнения критериев эффективности деятельности вузов, внедрения в вузах системы эффективного финансового менеджмента и модернизации системы управления образовательными программами. Рентабельность образовательной программы рассматривается не только как ключевой показатель экономической эффективности реализации образовательных программ, но и как один из значимых факторов при определении перспектив развития университета, оказывающих существенное влияние на показатели деятельности вуза и характеризующих достигнутый результат и использованные ресурсы.

Материалы и методы: в статье рассматривается вопрос повышения эффективности деятельности вуза в условиях реализации модели управления основными профессиональными образовательными программами, представлено описание информационно-аналитического сервиса расчета рентабельности реализации основных профессиональных образовательных программ, внедренного в Мининском университете в качестве одного из ключевых условий эффективности модернизации управления образовательными программами.

Результаты исследования: авторами представлены описание методики и основных этапов реализации проекта по созданию и внедрению электронного сервиса «Расчет плановой рентабельности реализации основных профессиональных образовательных программ», включающего формирование бюджета доходов и расходов основных профессиональных образовательных программ; приводятся показатели, полученные по результатам внедрения сервиса, перечислены основные эффекты от внедрения сервиса.

Обсуждение и заключения: в заключительной части статьи рассматриваются возможности и ограничения применения опыта Мининского университета в других образовательных организациях высшего образования, рассматриваются проблемы, возникшие при реализации проекта, перечислены показатели рентабельности реализации образовательных программ, ожидаемые в перспективе по результатам внедрения сервиса.

Об авторах

Е. В. Мялкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Мялкина Елена Васильевна – проректор по экономике и развитию, кандидат педагогических наук.


Е. А. Полякова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Полякова Елена Александровна – начальник управления по финансово-экономическим отношениям.


В. А. Житкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Житкова Валерия Александровна – директор центра стратегического планирования, кандидат экономических наук.


Список литературы

1. Абанкина И.В., Винарик В.А., Филатова Л.М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. №3(31). С. 111-143

2. Беляев Д.А. Особенности управления экономическими процессами в вузе. URL: http://www.cfin.ru/management/practice/hs_process.shtml (дата обращения: 12.04.2018).

3. ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54870-2011 (дата обращения: 29.04.2018).

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200068733 (дата обращения: 03.05.2018).

5. Гусева А.И., Весна Е.Б. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11000 (дата обращения: 03.05.2018).

6. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (утверждено Министерством образования и науки РФ 07.07.2017 г. №ВП-46/18вн). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632178/ (дата обращения: 07.02.2018).

7. Клемешев А.П., Кукса И.Ю. Управление образовательными программами как фактор модернизации университета // Высшее образование в России. 2016. №5(201). C. 10-20.

8. Книга А.С., Глазкова Т.Н., Князева О.М. Методические подходы к оценке эффективности образовательных услуг // Ползуновский вестник. 2011. №2/2. С. 36-42.

9. Коршикова В.А. Роль взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей в деятельности высшего учебного заведения // Российское предпринимательство. 2012. №4(202). С. 130-136.

10. Курылева О.И. Основная профессиональная образовательная программа как элемент управленческого учета // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов / под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой. Н.Новгород, 2016. С. 167-170.

11. Курылева О.И., Огородова М.В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/284/285 (дата обращения: 03.05.2018).

12. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 года (на основе данных формы №1-Мониторинг за 2017 год) (утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 30 марта 2018 г. №ИК-139/05вн). URL: https://минобрнауки.рф/документы/12578/файл/10775Методика_расчета_показателей_мониторинга.pdf (дата обращения: 07.05.2018).

13. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Моделирование ключевых показателей эффективности деятельности в образовательной организации высшего образования: опыт Мининского университета: учебно-методическое пособие. Н.Новгород, 2015. 68 с.

14. Мялкина Е.В., Житкова В.А. Моделирование системы управления индивидуальными траекториями развития научно-педагогических работников в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/modelirovanie-sistemy-upravleniya-individualnymi-t/ (дата обращения: 15.05.2018).

15. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Моделирование системы управления развитием персонала на основе показателей KPI в педагогическом // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: http://www.science-education.ru/123-20199 (дата обращения: 16.05.2018).

16. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Организация системы управления развитием персонала вуза на основе показателей KPI // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2 (часть 3). URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35675 (дата обращения: 17.05.2018).

17. Мялкина Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А. Система управления профессиональным развитием научно-педагогических работников в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11 (часть 1). URL: https://www.top-technologies.ru/pdf/2016/11-1/36375.pdf (дата обращения: 19.05.2018).

18. Панин В.А., Басовский Л.Е. Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bezubytochnosti-obrazovatelnyh-programm-byudzhetnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 22.03.2018).

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 07.05.2018).

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169234/ (дата обращения: 15.05.2018).

21. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. Пятое издание (Руководство PMBOK). М.: Олимп-Бизнес, 2014. 590с.

22. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/300 (дата обращения: 22.04.2018).

23. Седых Е.П., Мялкина Е.В., Житкова В.А. Управление эффективностью персонала в условиях проектного вуза: монография. М.: ФЛИНТА; Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 136 с.

24. Сысоева Ю.Ю. Эффективность образовательной услуги организаций высшего образования // Вестник НГИЭИ (Нижегородского государственного инженерно-экономического института). 2015. №5(48). С. 92-94.

25. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Механизм определения эффективности и качества образовательных услуг вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7128 (дата обращения: 03.05.2018).

26. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html/ (дата обращения: 10.03.2018).

27. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мероприятиях по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: https://минобрнауки.рф/проекты/439/файлы/1884/12.05.07-Указ_599.pdf/ (дата обращения: 22.03.2018).

28. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения: 08.05.2018).

29. Bates R.A., Holton E.F. Computerised performance monitoring: a review of human resource issue // Human Resource Management Review. 1995. Vol. 5, no. 4. Pр.267-288. DOI: https://doi.org/10.1016/1053-4822(95)90010-1

30. Bramley P., Newby A.C. The Evaluation Of Training Part I: Clarifying The Concept // Journal of European & Industrial Training. 1984. Vol. 8(6). Pp. 10-16.

31. Clealand D.I., King W.R. Project Management Handbook. 2nd.Ed. New York, Van Nostrand Reinhold, 1988. 1008 р.

32. Derek Newton How Companies Profit Off Education at Nonprofit Schools. 2016. Available at: https://www.theatlantic.com/education/archive/2016/06/for-profit-companies-nonprofit-colleges/485930/ (accessed: 07.05.2018).

33. Foxon M. Evaluation of training and development programs: A review of the literature // Australian Journal of Educational Technology. 1989. Vol. 5, no. 2. Pp.89-104.

34. Kirkpatrick's Four Level Evaluation Model. Available at: https://www.mindtools.com/pages/article/kirkpatrick.htm (accessed: 07.05.2018).

35. Grundy T. Strategy Implementation through Management. Thoro-good Publishing Ltd, 2003. 119 p.

36. Kaplan R.S., Norton D.P. Alignment: Using the Balanced Scorecard to Create Corporate Synergies. Boston: Harvard Business School Press, 2006. 302 p.

37. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard business review. 1996. Vol. 74, no. 1. Pp. 75-85.

38. Lawrie Gavin, Abdullah Nur Anisah, Bragg Christopher, Varlet Guillaume. Multi-level strategic alignment within a complex organization // Journal of Modelling in Management. 2016. Vol. 11, no. 4. Pp.889-910.

39. Lawrie Gavin, Andersen Henrik, Cobbold Ian. Balanced Scorecard implementation in SMEs: reflection in literature and practice // Proceedings of the Fourth SMESME Conference. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/2f0d/fe85c4f4a456e545047cdf822d5c90ff3532.pdf (accessed: 07.05.2018).

40. March J.G. Research on organizations: Hopes for the past and lessons from the future // Nordiske Organisasjonsstudier. 1999. Vol. 1, no. 1. Pp. 69-83.

41. Mosca M., Pastore F. Wage effects of recruitment methods. IZA Working Paper, 2008. Available at: http://ftp.iza.org/dp3422.pdf (accessed: 07.05.2018).

42. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_23

43. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009. 452 p.


Рецензия

Просмотров: 1424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)