Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: необходимость исследования актуального состояния мотивации профессиональной деятельности педагогов высшего образования определяется возрастающей социальной ролью преподавателей вуза в развитии современного общества. Однако в ряде исследований отмечается, что в настоящее время преподаватели вузов оказались в наиболее сложном положении, что вызвано снижением социального и общественного признания ценности профессии, кадровым дефицитом, текучестью и старением профессорско-преподавательского состава. В качестве особой проблемы выделяется кризис мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне значительного усложнения труда преподавателя современной высшей школы. В этих условиях на первоочередной план выходят задачи разработки и проведения принципиально новой, эффективной управленческой политики, направленной на привлечение, удержание и мотивацию высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Отправным шагом на пути решения данной проблемы должно стать разностороннее, многогранное исследование мотивации труда современного преподавателя вуза.

Материалы и методы: в статье представлен комплекс методик, позволяющих разносторонне оценить актуальное состояние мотивации труда преподавателей вуза: опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир), вопросник для выявления факторов, стимулирующих обучение, развитие и саморазвитие преподавателей и препятствующих им (Т.М. Шамова), анкета для изучения мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза (Е.Г. Гуцу).

Результаты исследования: представлены результаты пилотажного исследования мотивации труда преподавателей вуза. Выявлено представление преподавателей о факторах, стимулирующих профессиональное развитие и препятствующих ему, субъективное восприятие преподавателями происходящих в высшем образовании изменений.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование позволяет предположить, что управление мотивацией труда преподавателей с помощью административных ресурсов не всегда приводит к развитию трудовой мотивации преподавателей вуза и поставить вопрос о необходимости поиска внутренних резервов для развития мотивации педагога высшей школы.

Об авторах

Е. Г. Гуцу
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Гуцу Елена Геннадьевна – доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования.

Researcher ID: J-7183-2017



М. Д. Няголова
Великотърновский университет им. Святых Кирилла и Мефодия
Болгария

Няголова Марияна Димитрова – кандидат психологических наук, доцент кафедры, доцент.

Велико Търново



Т. А. Рунова
ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования
Россия
Рунова Татьяна Александровна – доцент кафедры начального образования, кандидат психологических наук


Список литературы

1. Абидова А.А. Влияние мотивации на продуктивную деятельность преподавателя высшей школы в развитии коммуникативной компетентности студента URL: http://old.adygnet.ru/konfer/problem_ped/doc/abidova.doc (дата обращения: 18.04.2014).

2. Байнова М.С. Мотивация труда преподавателей вузов России: концепция современного социального управления: дис. … канд. социол. наук. М., 2002.

3. Богдан Н.Н., Могилёвкин Е.А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа). URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18693972/ (дата обращения: 27.10.2014).

4. Бойцова Н.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология: научно-практический журнал. М.: Международная академия акмеологических наук, 2007. №2. С. 15-20.

5. Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования). URL: http://www.vevivi.ru/best/Prepodavatel-vuza-motivatsiya-i-stimulirovanie-trudovoi-deyatelnosti-Obzor-sotsiologicheskogo-issledovaniya-ref88191.html (дата обращения: 27.10.2016).

6. Гапонова О.С., Чилипенок Ю.Ю. Мотивационные аспекты социального взаимодействия участников команды инновационного проекта // Вестник Пермского университета. Экономика. 2013. Вып. 2(17). С. 14-19.

7. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН». 2012. Т. 14, №2(3). С. 657-659. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012/2012_2_657_659.pdf (дата обращения: 27.06.2018).

8. Гуцу Е.Г., Сорокоумова С.Н. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации // Приволжский научный журнал. 2014. №4. С.305-309.

9. Гуцу Е.Г., Смирнова Е.И. Мотивационно-ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза: критерии и уровни развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2 (часть 2).

10. Диагностика профессиональной компетенции преподавателя высшей школы / авт.-сост. Е.Г. Гуцу. М.: «Флинта», 2017. 82 с.

11. Деркач В.В. Социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов: дис. ... канд. cоциол. наук. М., 2001. 482 с.

12. Дрезинский К.С. Совершенствование системы управления персоналом высших учебных заведений // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., 2007. №3(51). С. 169-172.

13. Дубицкий В.В. О мотивации деятельности (труда) преподавателей вуза. М., 2004. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-01/dubitski.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

14. Жалагина Т.А. Мотивационный аспект профилактики профессиональной деформации личности преподавателя вуза // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. №2. С. 11-14.

15. Корнеева А.А. Теоретические основы мотивации труда преподавателей высшей школы: автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2007.

16. Кочеткова Н.Н. Управление эффективностью труда преподавателей высшей школы на основе критериальной модели его оплаты: автореф. дис … канд. эконом. наук. Астрахань, 2012. 50 с.

17. Кочетова Е.В. Подготовка будущих педагогов к профессиональному самоопределению // Нижегородское образование. 2013. №2. С. 100-105.

18. Маняхина О.В. Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе // Молодой ученый. 2016. №1. С. 733-735. URL https://moluch.ru/archive/105/24947/ (дата обращения: 16.01.2018).

19. Мялкина Е.В., Житкова В.А. Моделирование системы управления индивидуальными траекториями развития научно-педагогических работников в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/130/131 (дата обращения: 25.06.2016).

20. Мялкина Е.В., Житкова Е.В. Система комплексной оценки административно-управленческого персонала в вузе: практика и особенности // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/751/642 (дата обращения: 25.08.2018).

21. Протасова И.И. Модернизация системы управления мотивацией труда преподавателей в сфере высшего образования: автореф. дис. … кан. эконом. наук. Краснодар, 2013. URL: http://www.dislib.ru/ekonomika/16801-1-modernizaciya-sistemi-upravleniya-motivaciey-truda-prepodavateley-sfere-visshego-obrazovaniya.php (дата обращения: 03.06.2018).

22. Севастьянова И.Г., Спосиб А.Г. Мотивация инновационной проектной команды // Инновации. СПб., 2010. №12(146). С. 95-99.

23. Фильченкова И.Ф. Технологии вовлечения преподавателей в инновационную деятельность: технология формирования личностно-профессиональных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. 2017. №8. С. 116-120.

24. Фильченкова И.Ф. Результаты мониторинга инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/624/606 (дата обращения: 25.06.2018).

25. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2005. 352 с.

26. Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. №1. С. 87-119.

27. Armstrong L. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. URL: https://www.tiaa.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).

28. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Pp.12650-12657. Available at: http://www.ijese.net/makale/1734 (accessed 05.06.2018).

29. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74, no. 1. Pp. 75-85. Available at: http://maaw.info/ArticleSummaries/ArtSumKaplanNorton96.htm (accessed 18.05.2018).

30. March J.G. Research on organizations: Hopes for the past and lessons from the future // Nordiske Organisasjonsstudier. 1999. Vol. 1, no. 1. Pp.69-83.

31. Opportunities for change. Education innovation and reform during and after conflict / edited by Susan Nicolai. Internation Institute for Education Planning: UNESCO, 2009. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001838/183808e.pdf (accessed: 07.09.2017).

32. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009. 452 p. Available at: http://ceit.aut.ac.ir/~sa_hashemi/My%20Teachings/BS-CEIT-IT%20Project%20Management/Books&Resources/The%20Handbook%20of%20Project-Based%20Management%20-%203rd%20Edition%20-%20J.%20Rodney%20Turner%20%5B2008%5D.pdf (accessed: 13.02.2018).

33. Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the academically unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70, no. 2. Pp. 151-179. Available at: https://www.researchgate.net/publication/246873743_Motivating_the_Academically_Unmotivated_A_Critical_Issue_for_the_21st_Century (accessed: 11.06.2018).

34. Shahnawaz Saqib. Impact of Tangible and Intangible Rewardson Organizational Commitment: Evidence from the Textile Sector of Pakistan // American Journal of Industrial and Business Management. 2015. No. 5. Pp. 138-147. Available at: https://www.researchgate.net/publication/274076683_Impact_of_Tangible_and_Intangible_Rewards_on_Organizational_Commitment_Evidence_from_the_Textile_Sector_of_Pakistan (accessed: 07.09.2017).


Рецензия

Просмотров: 1376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)