Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-6

Полный текст:

Аннотация

Введение: физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Оно является бесценным достоянием для всего общества.

Учебные занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе подготавливают студента к жизни и оказывают содействие его гармоничному физическому развитию. Тренируют тело, делают более крепким здоровье, совершенствуют физические качества, умения и навыки, тем самым улучшают физическую подготовленность и спортивные достижения, создают благоприятные условия для долгой и активной жизни.

Кроме того, способствуют воспитанию таких необходимых моральных черт личности, как нравственность, эстетика, трудолюбие, а также формирует интеллектуальное развитие.

Все это необходимо будущим специалистам в их профессиональной трудовой деятельности в области образования, медицины, юриспруденции, сельского хозяйства, военного дела и т.д. Поэтому физическая культура и спорт представляется особым комплексным общественным явлением, которое не ограничивается решением вопросов физического развития, а реализует разного рода социальную деятельность общества, проявляет свое оздоровительное, общекультурное значение как в социальной жизни, так и в системе воспитания, образования и отдыха.

Цель научной статьи – определить проблемы физического воспитания в высших учебных заведениях, а также на основе результатов социологического опроса студентов ведущих вузов г. Улан-Удэ определить отношение к дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе и к физической культуре и спорту в целом. 

Материалы и методы: в работе использованы основные методы, применяемые в педагогических и социально-гуманитарных науках, прежде всего, аналитический и системный подходы, проводится анализ данных эмпирических исследований. Исследование происходит на основе анализа литературы по интересующим нас вопросам и социологического опроса студенческой молодежи.

Результаты исследования: в статье отражен ряд проблем, которые существуют в системе физического воспитания, причины возникновения отрицательных аспектов – гиподинамия, гипокинезия, стрессы профессионального и бытового характера, нервные и физические перегрузки. Сделаны выводы о том, что занятия физической культурой и спортом благоприятно влияют на физическую подготовленность, физическую и умственную работоспособность, психологическую устойчивость и на здоровье. Кроме того, являются профилактикой так называемых «сидячих болезней» и компьютерной зависимости. Выявлено отношение студентов вузов г. Улан-Удэ к занятиям физической культурой и спортом.

Обсуждение и заключения: сегодняшнее общество глубоко заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было физически развитым и здоровым. Большое влияние физической культуры и спорта на здоровье, морально-волевые качества и духовный мир человека неоспоримо. Многочисленные исследования и опыт использования средств и методов физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузах доказывают свою эффективность в формировании у студентов необходимой физической подготовленности, духовного и нравственного воспитания, способствуют успешной социализации и профессиональному самоопределению, укреплению здоровья, личностной безопасности, что в конечном счете способствует укреплению в студенческой среде гражданской позиции, патриотизма и позиции ответственного гражданина, а также повышению уровня объединения общества для решения вопросов обеспечения национальной безопасности и дальнейшего стабильного развития государства.

Об авторе

С. Е. Воложанин
Бурятский государственный университет
Россия

Воложанин Сергей Егорович – кандидат педагогических наук, доцент.

Улан-Удэ


Список литературы

1. Анищенко В.С. Физическая культура – методико-практические занятия студентов. М.: Изд-во РУДН, 1999. 165 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

3. Баданов А.В., Воложанин С.Е. Формирование и потребности студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Актуальные проблемы современной науки и образования. Физическая культура и спорт: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Уфа, февраль 2010 г.). Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2010. Т. VIII. С. 71-75.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. 212 с.

5. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 336 c.

6. Бауэр В.Г., Виленский М.Я. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1988. №2. С. 14-16.

7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М.: Химия, 1993. 400 с.

8. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. 240 c.

9. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов к условиям обучения. Вопросы техники // Теория и практика физической культуры. 1985. №12. С. 38.

10. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). М.: Советский спорт, 2013. 186 c.

11. Воложанин С.Е. Организация физического воспитания в Бурятском государственном университете // Здоровьесберегающее образование. 2013. №7(35). С. 54-58.

12. Воложанин С.Е. Совершенствование физической подготовленности студентов с использованием средств и методов атлетизма: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. 149 с.

13. Воложанин С.Е., Хамуева М.А. Атлетизм как средство профилактики стресса // Система подготовки спортсменов высшего мастерства в спортивно-образовательных учреждениях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. Чурапча, Республика Саха (Якутия) 15-16 декабря 2011 г.). Чурапча, 2011. С. 48-53.

14. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Aкадемия, 2013. 320 с.

15. Дианов Д. В., Радугина Е. А., Степанян Е. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью. М.: КноРус, 2012. 184 c.

16. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 444 c.

17. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. 264 с.

18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966. 200 с.

19. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2005. 366 с.

20. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 252 c.

21. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М., 1982.

22. Лесгафт П.Ф. Основы теоретической анатомии. СПб, 1905. 350 с.

23. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543с.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Лань, 2003. 160 с.

25. Мельников П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: КноРус, 2013. 240 с.

26. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богашенко Ю.А. Физическая культура: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2013. 424 c.

27. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. М.: КноРус, 2013. 304 с.

28. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М.: ФиС, 1970.

29. Рыбалкина С.В., Фомин В.С, Семикаленных Н.Л. Компенсация дефицита двигательной активности у школьников на основе учета их функциональной подготовленности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. 1997. Вып. 3. С. 9.

30. Рыбинский Е.М. Положение детей в России // Педагогика. 1994. №6. С. 3-12.

31. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 224 с.

32. Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. Студенческая молодёжь в большом городе: поведение в экстремальной ситуации // Высшее образование в России. 2011. №12. С. 105-110.

33. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Пётр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. 480 с.

34. Физическая культура и физическая подготовка: учебник / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, В.Я. Кикоть [и др.]. М.: Советский спорт, 2013. 431 c.

35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 479 с.

36. Albonico R. The sociology of sports. New York: Mc Graw-Hill, 1966. 322 p.

37. Krawczyk Z. Sport and contemporary patterns of culture // Review, Int. Council of Sport and Physical Education. 1990. Heft 3. P. 22-27.

38. O'Neill. Five Bodies. L.: SAGE Publ., 1984. 97 p.

39. Parsons T. The structure of social action. New York: Pantheon, 1937. 248 p.

40. Young D.C. Professionalism in Archaic and Classical Greek Athletics // Ancient World. 1983. V. 7. P.45-51.


Рецензия

Просмотров: 4394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)