КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-5
Аннотация
Введение: высшая школа нуждается в новых педагогических кадрах, которые успешно владеют иностранным языком. Новые кадры должны быть в состоянии вести учебные дисциплины не только на родном языке, но и на иностранном (английском).
Материалы и методы: в рамках проведенного исследования использовались общенаучные методы познания, а также специальные методы исследования.
Результаты исследования: определены психологические и лингводидактические особенности обучения взрослых иностранному языку; изучены учебно-методические материалы и учебные пособия по обучению взрослых профессионально ориентированному английскому языку, сформулированы цели и задачи; определено содержание обучения по программе «Английский язык для профессиональной деятельности», внесены уточнения в содержание уровней обученности языку применительно к контингенту обучаемых, разработан оценочно-диагностический инструментарий.
Обсуждение и заключения: по итогам проведенного исследования разработана учебная программа по английскому языку для корпоративного обучения. В программе сформулированы промежуточные и конечные цели и задачи обучения; отобран и организован по текстуально-тематическому принципу минимум специальной лексики; отобраны грамматические структуры для чтения лекций на языке и для понимания специально профессионально ориентированных текстов; рекомендованы эффективные технологии по усвоению языка в среде взрослых обучающихся.
Об авторах
А. Н. ШамовРоссия
Шамов Александр Николаевич – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и практики иностранных языков
О. М. Ким
Россия
Ким Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры иноязычного профессионального образования
Список литературы
1. Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: Теоретические и практические аспекты: учебное пособие. М.: Флинта, 2017.
2. Ариян М.А. Современные технологии обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие. Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013.
3. Блинов В.И. и др. Методика преподавания в высшей школе. М.: Юрайт, 2014.
4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном пространстве вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №3.
5. Борисова Л.Н. Проблема писания и преподавания иностранного языка в вузе: межвузовский сборник научно-методических статей. Белгород,1997.
6. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых иностранному языку: Вопросы теории и практики. Л.: Знание, 1978.
7. Витлин Ж.Л. Как изучать иностранный язык: Методические рекомендации // Открытая школа. 1998. №6.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2000.
9. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку. Ч. 1-2. М.: Академия, 2013.
10. Змеев С.И. Cтановление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: дис. … д-ра пед. наук. М., 2000.
11. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002.
12. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: Формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012.
13. Калинина А.Г. Обучение взрослых иностранным языкам в современных условиях. Н. Новгород: НГЛУ, 2016.
14. Краснощекова Г.А. Фундаментализация неспециального языкового образования. М.: Академия Естествознания, 2009.
15. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей // Теория и практика образования взрослых. СПб., 1998.
16. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2004.
17. Материалы международной конференции по образованию взрослых. Гамбург, 1997.
18. Методика обучения иностранным языкам // Традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2012.
19. Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1990. №2.
20. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2015.
21. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988.
22. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
23. Пассов Е.И. и др. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Общая методика обучения иностранному языку. М.: Русский язык, 1991.
24. Поляков О.Г. Аспекты профильно-ориентированного обучения английскому языку в высшей школе. Тамбов, 2004.
25. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М., 2003.
26. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Стратегические ориентиры управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
27. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. М.: Просвещение, 2003.
29. Цатурова И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Таганрог, 1995.
30. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Современное языковое образование как актуальный лингводидактический медиум // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Н.Новгород: Мининский университет, 2017.
31. Чернышов С.В. Аффективные стратегии обучения иностранным языкам // Нижегородское образование. 2015. №4.
32. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: Теоретический курс. Н. Новгород, 2012.
33. Шамов А.Н. Организационно-методическое обеспечение в обучении иностранному языку студентов магистратуры непрофильном вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. Н. Новгород, 2016. №47.
34. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. … д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990.
35. Arkhipova M.V., Belova E.E., Shutova N.V. On motivation of learning english as a foreign language: Research experience in Russian university context // Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2018. Vol 677. Pp. 113-121. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_14
36. Ariyan M.A., Klyueva M.I. Сommunicative-cognitive case-method in teaching English to students: didaktik potential // Yazyk i Kultura – Kultura-Language and Culture. 2017. Vol. 40. Pp. 135-153.
37. Burt M., Peyton J. K., Adams R. Reading and Adult English Language Learners: A Review of the Research. Series on Preparing Adult English Language Learners for Success // Reading and adult English language learners: A review of the research. Washington, DC: Center for Applied Linguistics, 2003. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED482785.pdf (accessed: 03.05.2018).
38. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centred approach. Cambridge: University Press, 1987. Available at: http://assets.cambridge.org/97805213/18372/frontmatter/9780521318372_frontmatter.pdf (accessed: 03.05.2018).
39. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 143-151.
40. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K., Filchenkova I.F., Demidova N.N. New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63. DOI: 10.17759/pse.2018230105.
41. Lengrand P. Introduction a l´education permanente. Paris, 1970.
42. Long H.B. Adult Learning, Research and Practice. N.Y., 1983.
43. Pica T. Second language acquisition research and applied linguistics. Available at: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.ru/&httpsredir=1&article=1033&context=gse_pubs (accessed: 03.05.2018).
44. Robinson P. English for Specific Purpoises. L.: Pergamon, 1980.
45. Savignon S. Communicative competence: Theory and classroom practice. N.Y.: McGraw-Hill, 1997.
46. Shamov A.N., Guseva L.V. The role of evaluation tools kit in recording of foreign language learning results // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. Pp. 203-209.