УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-14
Аннотация
Введение: В статье автор обращается к рассмотрению вопроса о поиске путей совершенствования содержания и методик обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указывая на значимость основных социально-экономических преобразований в стране, активизации социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, автор делает акценты на том, что изменение условий обучения людей с ограниченными возможностями здоровья устремлено на создание и развитие личности, владеющей навыками социально-адаптивного поведения применительно к экономике.
Материалы и методы: Автор утверждает, что одним из путей осуществления этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной реабилитации обучающегося. Данные условия обеспечивают равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты исследования: В статье рассматриваются новые условия для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами экономического образования, аргументируется значимость дистанционного обучения. Реализация процесса формирования экономических знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих этапов: диагностический; аналитический; стратегический; формирующий; развивающий; итогово-диагностический. Автор выделяет интерактивность в качестве ключевого показателя дистанционного обучения, которая: обеспечивает интерактивность между обучаемым и педагогом; предоставляет возможность группового обучения; осуществляет обратную связь; формирует и поддерживает мотивацию; обеспечивает выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность выбора любого модуля.
Обсуждение и заключения: В статье предложен вариант создания условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья через реализацию дистанционного обучения средствами экономического образования.
Об авторе
С. Н. КузнецоваРоссия
Кузнецова Светлана Николаевна –кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия.
ResearcherIDJ-3649-2017.
Нижний Новгород.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).
4. Аллахвердиева Л.М. Инновационные тенденции в современной образовательной системе: открытое и инклюзивное образование // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. №2(22). С. 132-137.
5. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 140-143.
6. Белявский Б.В. Исследование социального взаимодействия обучающихся с нарушением интеллекта в процессе их трудовой деятельности // Специальное образование. 2015. №4.
7. Богданов Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б. Социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов. М.: Академия, 2015.
8. Дегтева Л.В., Литвиненко И.Л. Анализ социально-экономических показателей инклюзивного образования в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. №5. С. 276-284.
9. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. №3. С. 959-964.
10. Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Бочковская И.А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 168-174.
11. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2015. 190 с.
12. Козырева О.А. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для преподавателей Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2015. 93 с.
13. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональное самоопределение личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего профессионального образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск, 2015. С. 156-161.
14. Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2015. №3. С. 39-40.
15. Поташова И.И., Виноградова О.В. Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования // Культура и образование. 2015. №3.
16. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / под ред. Дж. Киплинга. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 400 с.
17. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС. 2016. 175 с. (Коррекционная педагогика).
18. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Выпуск №4. С. 110-113.
19. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015.
20. Самарцева Е.Г. Проблема профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Образование и общество. 2016. №2(97). С. 57-60.
21. Сырова Н.В., Бережанская Н.С. Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международной научной конференции. Уфа: Лето, 2015. С. 71-73.
22. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
23. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н., Набиев Р.Д. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №3.
24. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С.28.
25. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М.: А-Приор, 2015. 144 с.
26. Thomas Barbara, Matthews Laura. Vocabulary for First Certificate. Cambridge University Press, 2010.
27. L’internet au cours de francais. Reflexions. Available at: http://users.skynet.be/ameurant/francinfo/principal/publicat.html (accessed: 27.04.2018).
28. Critical practice in social work. New York: Palgrave & Macmillan, 2009. 429 p.
29. Dijkstra E.W. A note on two problems in connexion with graphs // Numerische Mathematik. 1959. Vol. 1. Issue 1. Pp. 269-271. DOI 10.1007/BF01386390.
30. Guochang Xu. GPS. Theory, Algorithms and Applications. Germany, 2007. 340 с.
31. Kirsanov A., Anavatti S.G., Ray T. Path Planning for the Autonomous Underwater Vehicle // SEMCCO 2013. Proceedings of the 4th International Conference on Swarm, Evolutionary, and Memetic Computing. 2013. Vol. 8298. Pp. 476-486. DOI 10.1007/978-3-319-03756-1_43.
32. Kirsanov M.N., Shpitonkova E.A. Simulation of ant algorithm using maple with adding additional parameter // Системы компьютерной математики и их приложения. 2013. №14. С. 62-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20588338 (accessed: 27.04.2018).
33. Lahtinen E et al. Framework for promoting mental health in Europe. Helsinki, 1999. 130 p.
34. Lyusin V., Khazanov G. Techniques for Improving Antijamming Performance of Civil GPS/GLONASS Receivers. Prentice-Hall, 2009. 246 p.
35. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology // Disability and Rehabilitation. 2006. Vol. 28(9). Pp. 595-602.
36. Constructivist learning environments: case studies in instructional design / Brent G. Wilson, editor; foreword by David N. Perkins. New Jersey, 1996.
37. PiegatA. Fuzzy Modeling and Control. Physica-Verlag Heidelberg, 2001. DOI 10.1007/978-3-7908-1824-6.
38. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Luneva L.F., Maltseva L.D. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(1). Pp. 74-85.
39. Wehmeyer M. L. A functional model of self-determination: Describing development and implementing instruction // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 1999. Vol. 14. Pp. 53-61.
40. Zlotin B., Zusman А. Patterns of Evolution: Recent Findings on Structure and Origi. Available at: http://triz-summit.ru/confer/tds-2006/203452/203519/ (accessed: 27.04.2018).