КАРЬЕРНАЯ МАРШРУТИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-13
Аннотация
введение: Статья актуализирует проблему трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по окончании вуза. Сформулированы концептуальные позиции и стратегические направления деятельности вузов, направленные на становление оптимальной модели непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приведена статистика и показана необходимость разработки оптимальных ресурсов вуза, которые необходимо включить в реализацию задач содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников [7; 8].
Материалы и методы: При написании статьи использовались методы: теоретический анализ и обобщение; наблюдение, оценка, описание и различные виды анализа позитивных практик вузов, реализующих задачи содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; опрос обучающихся и выпускников.
Результаты исследования: Проанализировано значение становления системы наставничества как необходимого инструмента политики трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Приводится пример коллективной разработки авторов Мининского университета – индивидуальной карты «Карьерный маршрутизатор». Описаны ее концептуальные и функциональные характеристики. Представлен краткий анонс содержательного наполнения основных блоков индивидуальной карты, которые заполняются на разных этапах профессионального и карьерного становления. Особое значение уделяется актуализации практики двойного наставничества и ассоциации выпускников вуза.
Обсуждение и заключения: Комплексная карьерная маршрутизация является конструктивным звеном процесса непрерывной профессионализации и социальной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Индивидуальная система сопровождения процессов профориентации, специализации, трудоустройства и адаптации на рабочем месте в значительной степени ориентирована на нивелирование проблем профессионально-личностного развития, проанализированных в данной статье. Кроме того, индивидуальная карта «Карьерный маршрутизатор» выступает как эффективный инструмент формирования и распространения профессиональной культуры как части общей культуры инклюзии, повышающей качество вхождения в профессиональную деятельность, закрепления на рабочем месте с последующим профессионально-личностным ростом и развитием лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Об авторах
С. Н. КаштановаРоссия
Каштанова Светлана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент.
Нижний Новгород.
В. А. Кудрявцев
Россия
Кудрявцев Владимир Александрович – кандидат психологических наук, доцент.
Нижний Новгород.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.В. Методические рекомендации по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для преподавателей ВПО. М.: МГППУ, 2013. 43 с.
2. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin), 2012. Вып. 2 (117). С. 83-89.
3. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А. К вопросу о критериях сформированности компетенций // Образование и наука. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kriteriyah-sformirovan-nosti-kompetentsiy (дата обращения: 29.05.2018).
4. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. №2(4). С. 46-53.
5. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53. С.17-23.
6. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В., Фильченкова И.Ф. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога// Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 2.
7. Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А. Анализ моделей сопровождения инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 51-62.
8. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 11.
9. Кудрявцев В.А. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №2(19). С. 3.
10. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Опыт реализации проекта «Клинические базы практик» в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования 2015. №4. С. 78.
11. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Карпушкина Н.В. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 30-37.
12. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.
13. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / под ред. О.А. Козыревой. Красноярск, 2015. 93 с.
14. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень №2. 2017. URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247 (дата обращения: 13.05.2018).
15. Петров Д.А., Самсонова Н.В. Взаимодействие вуза и школы в формировании профессионально-личностных ресурсов для инклюзивного образования // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 105-108.
16. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 18 ноября 2016г.) / сост. В.Д. Байрамов, Н.А. Ореховская. М., 2016. 847 с.
17. Смолин О.Н. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство: интервью с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Смолиным Олегом Николаевичем // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, №1. С. 7-9.
18. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 18.05.2018).
19. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.
20. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н.Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.
21. Equal Opportunities in Higher Education for Students with Disabilities: Examples of Good Practice / Editors Hurst A., Tunan A. Ljubljana: Faculty of Economics University of Ljubljana. 2007. 56 p. Available at: http://www.bon.uw.edu.pl/en/misarn_publications/equal_opportunities.pdf (accessed: 15.01.2014).
22. Ferdman B.M. Paradoxes of Inclusion: Understanding and Managing the Tensions of Diversity and Multiculturalism // The Journal of Applied Behavioral Science. 2017. Vol. 53, no. 2. Pp. 235-263.
23. Gordon T., & Burch N. TET: Teacher Effectiveness Training. New York, Three Rivers Press, 2003. 343 p.
24. Moriña A., Dolores C.-V. M., Molina V. What if we could imagine the ideal faculty? Proposals for improvement by university students with disabilities // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 52. Pp. 91-98. DOI:10.1016/j.tate.2015.09.008 11.
25. O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 5. Рp. 530-546.
26. O'Connor B., Power D., Watson R. and Hartley J. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions (accessed: 16.05.2018).
27. Sukhai Mahadeo A., Mohler Chelsea E. Faculty supervision of students with disabilities in the sciences // In Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press. 2017. Pp. 163-174. DOI:10.1016/ B978-0-12-804037-9.00014-0
28. Тhe social inclusion agenda // Social Inclusion. Available at: http://pandora.nla.gov. au/pan/142909/20130920-1300/www.socialinclusion. gov.au/index.html (accessed: 15.05.2018).
29. Wilson B. Social inclusion: Universities and regional development // Journal of Adult and Continuing Education. 2011. Vol. 17, no. 1. Pp. 98-114.
30. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda¬gogikk og tilpasset opplæring. Finnmark University College, Alta, 2010.