Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение: Проектная деятельность в профессиональной подготовке будущего педагога профессионального обучения обеспечивает его способность эффективно решать педагогические задачи, участвовать в командной работе, развивать образовательные системы. Требования готовности будущего специалиста к проектной деятельности отражены во ФГОС и в профессиональном стандарте. Это обуславливает актуальность вовлечения будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность при освоении дисциплин.

Материалы и методы: Экспериментальная работа по вовлечению обучающихся в проектную деятельность осуществлялась в три этапа. На первом определялось наличие у них опыта участия в разных видах проектной деятельности, на втором проводилась работа по вовлечению в проектную деятельностью, на третьем оценивалась эффективность вовлечения в нее. На всех этапах исследования использовались методы наблюдения и обобщения педагогического опыта, опроса.

Результаты исследования: На первом этапе выявлены опыт участия в проектной деятельности (обучающиеся принимали участие в разработке содержания и обеспечения проекта), источники затруднений обучающихся в проектной деятельности (связанные с поиском идеи, практической реализацией проекта и оценкой его результатов), установлены потребности в проектной деятельности (основные – получение значимого результата и развитие навыков командной работы).  На втором этапе разработано методическое обеспечение проектной деятельности в рамках дисциплины; проведена экспериментальная работа в данном направлении. На третьем этапе обучающиеся называли умения, воспринятые ими как новые (проводить оценку и самооценку результатов проектной работы,  применять в проектах ИКТ и онлайн-ресурсы и др.), указали на наличие сильной взаимосвязи полученного опыта проектной деятельности с будущей профессиональной деятельностью, продемонстрировали снижение доли затруднений в проектной работе.

Обсуждение и заключения: сделаны выводы о значительном педагогическом потенциале вовлечения обучающихся в проектную деятельность по дисциплине при условии качественной методической проработки её содержания и обеспечения проектных заданий на каждом этапе с будущей профессиональной деятельностью.

Об авторах

М. П. Прохорова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Прохорова Мария Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.

Ніжній Новгород.



А. А. Семченко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
Россия

Семченко Анжелика Ахмеджановна – доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством.

Санкт-Петербург.



Список литературы

1. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Среднее профессиональное образования. 2013. №9. С. 24-26

2. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. 2009. № 4. С. 94-96.

3. Булганина С.В., Погодина Т.В. Опыт совместного проектирования творческой деятельности // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород, 2015. С. 212-216.

4. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. №4.

5. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Н. Новгород, 2009.

6. Губайдуллин А.А. Формирование проектной компетенции студентов в условиях проектного обучения: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2011. 235 с.

7. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998. 69 с.

8. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. №4. С. 193.

9. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С. 300-304.

10. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. №3. С. 8-10.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3.

12. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография / А.А. Федоров [и др.]. Н. Новгород, 2015.

13. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов – будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №85. С. 1-10.

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38993)». URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (дата обращения: 30.01.2018).

15. Приказ Министерства образования и науки России от 22.02.2018 №124 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 №50360). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (дата обращения: 19.04.2018).

16. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.

17. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51. С. 140-146.

18. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. 2017. №3. С.77-84.

19. Рачева С.С. Развитие социальной компетентности студентов на основе проектного обучения в вузе : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003.

20. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. №7(43). С. 22-31.

21. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза: дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск, 2011.

22. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 123-126.

23. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 164.

24. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3(33). С. 43-50.

25. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. №1.

26. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

27. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).

28. Barber M., Donneliy K.and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013.

29. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38(no. 25). Р. 9.

30. ChanLin Lih-Juan. Technology integration applied to project-based learning in science // Innovationsin Education and Teaching International. 2008. Vol. 45. Pp. 55-65.

31. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3457-3462.

32. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 5. Pp. 191-204.

33. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 07.08.2017).

34. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students’ independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

35. Stepien W.J., Gallagher S.A., Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. Рp. 338-357.

36. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/%20RE/pbl_research/29 (accessed: 12.01.2018).


Рецензия

Просмотров: 1105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)