ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-5
Аннотация
Введение: В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина разработана программа тьюторского сопровождения студентов первого курса, направленная на разработку индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе всего обучения в вузе. Каждый студент в начале обучения заполняет в электронной среде университета индивидуальный образовательный план, содержащий список базовых дисциплин и дисциплин по выбору, изучаемых в текущем году. Кроме этого, студент планирует внеаудиторную работу. Внеаудиторная работа является неотъемлемым компонентом системы профессионального образования, позволяющим при эффективной ее организации сформировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих специалистов. Статья посвящена поиску эффективных форм внеаудиторной деятельности для творческой самореализации студентов в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Материалы и методы: При написании статьи использовались следующие методы – анализ отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, педагогический эксперимент.
Результаты исследования: Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Рассмотрены возможности волонтерской деятельности в рамках проекта «Твой курс: IT для молодежи», организация различных мероприятий недели российской информатики, проведение сетевых проектов. Проанализирован дидактический потенциал сетевой проектной деятельности студентов в рамках информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы. Метод проектов возник более 100 лет назад, но интерес к нему не только не ослабевает сегодня, а значительно увеличивается в связи с переходом к компетентностной модели обучения. На примере сетевого проекта «Виртуальный музей отечественной информатики» продемонстрированы особенности организации исследовательской деятельности студентов, возможности их творческой самореализации; формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Обсуждение и заключения: Поиск новых эффективных форм организации внеаудиторной деятельности студентов направлен на создание педагогических условий для творческой самореализации, профессиональной адаптации и профессионального становления будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы.
Об авторах
Е. П. КруподероваРоссия
Круподерова Елена Петровна – доцент кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании, кандидат педагогических наук, доцент.
Нижний Новгород.
О. Ф. Брыксина
Россия
Брыксина Ольга Федоровна – заведующая кафедрой ИКТ в образовании, кандидат педагогических наук, доцент.
Самара.
Список литературы
1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 7.
2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. №1. С. 79-85.
3. Гурылева Н.Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1045-1047.
4. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 9.
5. Жданко Т.А., Живокоренцева Т.В., Чупрова О.Ф. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе // MagisterDixit.2014. №1(3). С. 140-146.
6. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно- просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 261.
7. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Формирование информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-3. С. 277-283.
8. Круподерова К.Р. Роль сетевого информационно-творческого образовательного пространства в формировании общекультурных компетенций студентов // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы Итоговой (тринадцатой) Всероссийской научно-практической конференции (23-24 октября 2014 г., Сыктывкар): в 3-х частях. Часть 3. Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2014. С. 54-57.
9. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Задачи центра «Твой курс: IT для молодежи» к мотивации школьников к выбору IT сферы // Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. C. 88-91.
10. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3. С. 20. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/510 (дата обращения: 10.03.2018).
11. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. 2015. №3. С. 151-153.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
13. Проблема развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли стран Евразийского союза. URL: http://profiok.com/files/SAP_80polos.pdf (дата обращения: 10.03.2018).
14. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.И. Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. 2016. Выпуск 10, том 1. С.119-124.
15. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4(72). С. 662-665.
16. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/343 (дата обращения: 10.03.2018).
17. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0 в высшем профессиональном обучении: монография. М.: МГОУ, 2011. 173 с.
18. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1. С. 27. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/147 (дата обращения: 10.03.2018).
19. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/300 (дата обращения: 10.03.2018).
20. Самерханова Э.К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/344 (дата обращения: 10.03.2018).
21. Смагина Е.А. Формирование профессиональных компетенций в проектной деятельности у будущих бакалавров педагогического образования как актуальная педагогическая проблема // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. №3. С. 28-32.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (приказ об утверждении от 12 марта 2015 г. № 219). URL: http://минобрнауки.рф/документы/5433 (дата обращения: 10.03.2018).
23. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. 2015. №5. С. 39-44.
24. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. Организация личного труда: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Мир науки. 2016. Т. 4, №3. С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525691 (дата обращения: 10.03.2018).
25. Armbrust M., Fox A., Griffith R., Joseph A.D., Katz R.H., Konwinski A., Lee G., Patterson D.A., Rabkin A., Stoica I., Zaharia M. Above the Clouds: A Berkeley View of Cloud Computing. Berkeley: University of California. Available at: https://www2.eecs.berkeley.edu/Pubs/TechRpts/2009/EECS-2009-28.pdf (accessed: 10.03.2018).
26. Burov V., Patarakin E., Yarmakhov B. An innovate approach to collaborative document improvement // Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities and Social Media. Lisbon, Portugal, 2012. Pp. 191-194.
27. Scott C.L. The Futures of Learning 2: What kind of learning for the 21st century? // UNESCO Education Research and Foresight, Paris. 2015. No. 14. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002429/242996e.pdf (accessed: 10.03.2018).
28. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bahtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students’ Network Project Activities in the Context of the Information Educational Medium of Higher Education Institution // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Volume 1. Pp. 4578-4586.
29. Emigh W.C., Herring S.C. Collaborative Authoring on the Web: A Genre Analysis of Online Encyclopedias // Proceedings of the 38-th Hawaii International Conference on System Sciences. 2005. Vol. 9. Pp. 1-11.
30. Ibragimov I.D., Makarova E.V., Ablyasova A.G., Dmitriev E.V., Kudyashev N.K., Khvanderova A.D., Fedorova N.I. Organization of Educational and Research Project Activity of University Students // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8, no. 6.
31. Okello-Obura C. & Sssekitto F. WEB 2.0 technologies application in teaching and learning by MAKERERE UNIVERSITY ACADEMIC STAFF // Library Philosophy and Practice (E-Journal). 2015. Available at: http://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/1248 (accessed: 10.03.2018).
32. Patarakin Y., Shilova O. Concept of Learning Design for Collaborative Network Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 1083-1090.
33. Patarakin E. &Visser L. New Tools for Learning – The Use of Wiki's // Visser L., Visser Y., Amirault R., Simonson M. (Eds.) Trends and issues in distance education: International Perspectives. 2nd Edition. Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2012. Pp. 287-299.
34. P21's Framework for 21st Century Learning. Available at: http://www.p21.org/our-work/p21-framework (accessed: 10.03.2018).
35. Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts, and Other Powerful Web Tools for Classrooms. Thousand Oaks, California: Corwin Press, 2010. 184 p.
36. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3.
37. Samerkhanova, E., Krupoderova, E., Krupoderova, K., Bahtiyarova, L. Ponachugin, A. Networking of Lecturers and Students in the Information Learning Environment of Higher School by Means of Cloud Computing // IEJME-Mathematics Education. 2016. Vol. 11(10). Pp. 3551-3559.
38. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no 22. Pp. 955-968.
39. 101 Web 2.0 Teaching Tools. Available at: http://oedb.org/ilibrarian/101-web-20-teaching-tools/ (accessed: 10.03.2018).