Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МЕТОДИКО-ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-4

Полный текст:

Аннотация

Введение: На основании проведенного анализа нормативно-правовых документов выявлены тенденции государственной политики в области инклюзивного высшего образования, определен государственный, социальный и профессиональный заказ на деятельность преподавателей вуза в сфере обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Исследование условий, предъявляемых к компетентности современного преподавателя вуза, помогли определить значимость системы дополнительного профессионального образования в обеспечении кадрами инклюзивного высшего образования и необходимость формирования методико-инклюзивной компетентности преподавателей вуза при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе организации курсов повышения квалификации.

Материалы и методы: при написании статьи применялись теоретические методы: анализ законодательных документов различного уровня, диссертационных исследований и научных психолого-педагогических трудов по проблеме, обобщение теоретических положений и эмпирических данных по изучаемой проблеме.

Результаты исследования:  выявлен вектор развития высшего образования в направлении реализации принципов инклюзиии как требование государства, сформулированное в нормативно-правовых документах различного уровня; обозначены тенденции развития инклюзивного высшего образования в отечественной науке и практике, необходимость подготовки педагогов профессионального образования к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования; введено понятие «методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования», формирование которой не исследовалось учеными до настоящего времени; актуализирована проблема недостаточной подготовленности педагогов профессионального образования к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Обсуждение и заключения: По результатам представленного анализа предлагается рассматривать формирование методико-инклюзивной компетентности как цель повышения квалификации педагогов профессионального образовании. Это позволит решить задачи, определяемые законодательной базой государства в отношении повышения доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Т. Ф. Краснопевцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Краснопевцева Татьяна Федоровна – директор Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ).

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. №1(44). С. 26-32.

2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-92.

3. Безрякова О.Н., Володина И.С. Мотивационно-ценностный компонент «инклюзивной компетенции» педагога // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2013.

4. Бондаренко И.В. Формирование методической компетентности у будущих специалистов-культурологов в условиях педагогического образования в классическом университете: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 25 с.

5. Гершкович Т.Б. Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации / под общ. ред. Н.С. Глуханюк // Ученые записки каф. теорет. и экспер. психол. Рос. гос. проф.-пед. ун-та. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. 501 с.

6. Гладун Л.В. Формирование методических компетенций у будущих специальных педагогов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 26 с.

7. Зимнухова Т.Ю., Кожекина Т.В., Кондратьева В.В. Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов как составляющей их профессиональной компетентности // Научные исследования в образовании. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inklyuzivnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-kak-sostavlyayuschey-ih-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 01.03.2018).

8. Киселев А.В. Социально-педагогические условия формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля: дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 185 с.

9. Кожухов К.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2008. 184с.

10. Козырева О.А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Сибирский вестник специального образования. 2017. №1(19). С. 31-34.

11. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. URL: http://base.garant.ru/2565085/7b14d2c2dfc862f67bd2c3471bf87b3f/#friends (дата обращения: 04.04.2018).

12. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. №2. С. 107-116.

13. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии, или Речь в защиту самого себя // Проблемы современного образования. 2011. №6. С. 44-54.

14. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 №АК-44/05вн. URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 04.04.2018).

15. Милосердова Г.В. Методику инклюзивного образования можно освоить, но в сердце учителя должна быть любовь к таким детям // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2014. №9. С. 17-21.

16. Нагрелли Е.А. Формирование методической компетентности учителей в системе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2009. 181 с.

17. Папуткова Г.А. Компетентностный подход в профессионально-экологическом образовании студентов вуза // Наука и школа. 2010. №6.

18. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы». URL: http://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 04.04.2018).

19. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10620/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/9529/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20301%20%D0%BE%D1%82%2005.04.2017.pdf (дата обращения: 04.04.2018).

20. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». URL: http://uigps.ru/sites/default/files/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%9F%D0%9F%D0%9E.pdf (дата обращения: 04.04.2018).

21. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/marcos.html (дата обращения: 04.04.2018).

22. Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html (дата обращения: 04.04.2018).

23. Самсонова Н.В., Курьянович Н.А. Компетентность в дополнительной деятельности преподавателя детской школы искусств // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. №1(35). С. 32-35.

24. Самсонова Н.В., Мутавчи Е.П. Коммуникативно-сервисная компетентность специалистов сферы гостеприимства // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. №6. С. 86-87.

25. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / под научной редакцией М.М. Семаго. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005

27. Сясина Т.В. Формирование методической компетентности будущего учителя: на примере подготовки учителя математики: дис. … канд. пед. наук. Биробиджан, 2005. 224 с.

28. Тамарская Н.В., Бычкова О.С., Черняева М.Г. Системный подход к организации повышения квалификации в условиях действия профессионального стандарта педагога // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. Калининград, 2017. №2. С. 162-164.

29. Тамарская Н.В., Венцель Р.Б. Возможности формирования инклюзивной компетенции преподавателя вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. №4(38). С. 23-26.

30. Тамарская Н.В., Хитрюк В.В., Бычкова О.С. Возможности системы повышения квалификации в формировании инклюзивной компетенции преподавателя вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. №2(40). С. 158-161.

31. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 07.03.2018). URL: http://fzrf.su/zakon/o-socialnoj-zashchite-invalidov-181-fz/st-19.php (дата обращения: 04.04.2018).

32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-273/glava11/st79.html (дата обращения: 04.04.2018).

33. Фильченкова И.Ф. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Н. Новгород, 2009. 26 с.

34. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Астрахань, 2008. 22 с.

35. Шаган В.С. Педагогическое сопровождение процесса развития методической компетентности преподавателя колледжа: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010. 235 с.

36. Юсупов А.Ю., Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС, 2006.

37. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. №5. С. 100-106.

38. Avramidis E., Elias E. The influence of teaching experience and professional development of Greek teachers' attitudes towards inclusion // European Journal of Special Needs Education. 2007. №7. Рp. 14-23.

39. Ben-Yehuda S., Leyser Y., Last U. Teacher educational beliefs and sociometric status of special educational needs (SEN) in inclusive class-rooms // International Journal of Inclusive Education. 2010. №8. Рp. 51-60.

40. Brackenreed D. Inclusive education: Identifying teachers' strategies for coping with perceived stressors in inclusive classrooms // Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2011. №3. Pp. 17-24.

41. Carter E.W., Hughes C. Including high school students with severe disabilities in general education classes: Perspectives of general and special educators, paraprofessionals, and administrators // Research & Practice for Persons with Severe. 2011. №2. Рp. 11-19.

42. Cook B.G., Cameron D.L., Tankersley M. Inclusive teachers' attitudinal ratings of their students with disabilities // Journal of Special Education. 2007. №5. Рp. 23-35.

43. Coutsocostas G., Alborz A. Greek mainstream secondary school teachers' perceptions of inclusive education and of having pupils with complex learning disabilities in the classroom/school // European Journal of Special Needs Education. 2010. №6. Рp. 15-23.

44. Crawford C. Supporting Teachers: A Foundation for Advancing Inclusive Education. Toronto, Ont.: L'Institut Roeher Institute, 2004. 23 p.

45. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K. (et al.) New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie – Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63.

46. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

47. Ilaltdinova E.Y., Frolova S.V., Lebedeva I.V. Top qualities of great teachers: National and universal // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 677. Pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_6

48. Ivanova, Svetlana S.; Bystritskaya, Elena V.; Burkhanova, Irina Y.; et al. Physical Culture Teacher Professional Activity Problems in Polyethnic Educational Organization // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12, no. 7B. Pp. 1615-1620. DOI: 10.12973/ejac.2017.00292a

49. Karpushkina N.V. Modern Strategies of Modelling Informational and Analytical Support of Inclusive Higher Education in Russia // Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie. 2017. Vol. 22, no. 1. Pp. 161-168. DOI: 10.17759/pse.2017220117

50. Khizbullin Faiz F., Sologub Tatyana G., Bulganina Svetlana V. (et al.) The Direction of Transformation of Information and Communication Technology (ICT) at the Present Stage of Development into an Electronic and Information Society // Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2017. Vol. 25. Special Issue: SI. Supplement: S. Pp. 45-57. Available at: http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=10&SID=C5tXJf9rg9MB2A8JsVh&page=1&doc=1 (accessed: 04.04.2018).

51. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N. (et al.) Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.

52. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

53. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R. (et al.) Forming the ict competency of future pedagogues under informational-educational environment at university // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 7. Pp. 1381-1392. DOI: 10.4314/jfas.v9i7s.125.

54. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 187-193. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24


Рецензия

Просмотров: 1195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)