Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2

Полный текст:

Аннотация

Введение: В статье анализируются организационно-педагогические условия готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования. Определена структура готовности, включающая в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный, организационно-управленческий, рефлексивно-оценочный. Мотивационно-ценностный компонент направлен на стимулирование мотивационного отношения обучающихся к проектной деятельности, осознание его значимости для будущей педагогической деятельности. Содержательно-процессуальный компонент направлен на поэтапное освоение проектной деятельности, включая весь жизненный цикл проекта: исследование, планирование, разработку, развертывание и оценку качества. Организационно-управленческий компонент направлен на организацию взаимодействия преподавателей, студентов, администрации вуза, разрабатывающих стратегические цели, прогнозирующих результат проектной деятельности, осуществляющих диагностику и контроль в управлении проектами. Результативно-оценочный компонент направлен на формирование рефлексивной готовности к проектной деятельности.

Выделен комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя: формирование мотивационно-ценностного отношения к проектной деятельности; организацию проектной деятельности обучающихся в рамках комплексной междисциплинарной программы по управлению проектами в сфере образования; формирование междисциплинарных проектных команд в современной цифровой образовательной среде вуза.

Материалы и методы: При написании статьи использовались следующие методы – теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций. Был проведен междисциплинарный научно-теоретический анализ проблемы по тематике исследования, в результате которого был обоснованно сделан вывод о необходимости разработки организационно-педагогических условиях готовности будущих педагогов к проектной деятельности.

Результаты исследования: Обоснована совокупность организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для успешного формирования проектной деятельности будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Реализована программа опытно-экспериментального исследования готовности будущих педагогов к проектной деятельности, обеспечивающая объективность, комплексность, последовательность контроля и оценки результатов проектной деятельности.

Обсуждения и заключения: Готовность и способность будущих педагогов осуществлять проектную деятельность в цифровой среде позволит эффективно организовать образовательный процесс в цифровую эпоху.

Об авторах

Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна –  заведующий кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании, д.п.н., профессор.

Нижний Новгород.



З. У. Имжарова
Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова.
Казахстан

Имжарова Зауреш Убайдуловна – руководитель Инновационного центра педагогического образования Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова (Казахстан), к.п.н., доцент.

Актюбинск, Казахстан, 



Список литературы

1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во «НексПринт», 2010. 84 с.

2. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум. Ульяновск: УлГТУ, 2015. 116 с. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/5.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

3. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

4. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

5. Каракозов С. Д., Сулейманов Р. С., Уваров А. Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного Университета // Наука и школа. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.11.2017).

6. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание Информационных Технологий в России: Открытая всероссийская конференция. URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (дата обращения: 03.03.2018).

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

8. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.

9. Кузьминов Я., Фрумин И. Двенадцать решений для нового образования // Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М., 2018.

10. Кузьминов Я, Рудник Б., Фрумин И., Якобсон Л. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. №1.

11. Логинов М.П., Гончарова Н.А. Использование проектной методологии для управления образовательными программами в вузе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №4(33). С. 253-259.

12. Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. 170 с. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

13. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, 2015. 296 с.

14. Панчук Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства: автореф. дис. … канд. пед. наук. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-k-proektnoi-deyatelnosti-studentov-fakultetov-tekhnologii-i-predprin#ixzz5HiQSvDoI (дата обращения: 03.03.2018).

15. Роберт И.В. Современное состояние информатизации отечественного образования: фундаментальные и прикладные исследования вузе // Информатизация образования – 2017: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 15 июня – 17 июня 2017 года) / отв. ред. Н.В. Софронова. Чебоксары, 2017. С. 3-29.

16. Самерханова Э.К., Тесёлкина А.С. Использование онлайн сервисов для оценивания образовательных результатов обучающихся на уроках информатики в информационно-образовательной среде школы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-12. С. 266-274.

17. Самерханова Э.К. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №4.

18. Самерханова Э.К., Круподёрва Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернизации педагогического образования: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 140 с.

19. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 03.03.2018).

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) №1505 от 21 ноября 2014 года.

21. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.

22. Ajeenkya D., Patil Y., Dr. Gagandeep Nagra and Dr. Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. Vol. 5, no. 5. Pp. 1-6.

23. David W. Johnson, Roger T. Johnson and Karl A. Smith. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity. ASHE-ERIC Higher Education Report no. 44. Washington, 2013.

24. Dr. Abdus K., Thiyagarajan Samad and R. TQM In Higher Education – A Conceptual Model To Achieve Excellence In Management Education // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 1. Pp. 634-645.

25. Dupuy A., Izhutkin V., Pickl S., Tschiedel R. Judgment Based Analysis via an Interactive Learning Software for Modern Operations Research Education and Training // Proceedings of the International Conference for Operations Research (Selected Papers). Berlin, Heidelberg: Springer Verlag, 2011. Pp. 623-628.

26. Web Search Tools: Here Are The Basics. Available at: https://www.lifewire.com/web-searchtools-3482485 (accessed: 25.11.2017).

27. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. Pp. 258-267.

28. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. July 2014. Vol. 41. Is. 3. Pp. 155-158.

29. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.03.2018).

30. Vinоkur A.I. Infоrmatiоn technоlоgies in culture and educatiоn: image prоcessing issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: http://dx.doi.org/10.5539/mas.v9n5p314 (accessed: 19.03.2018).

31. Charles C. Bonwell and James A. Eison. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. ASHE-ERIC Higher Education Report №11. Washington, 2012.

32. Computers and the Internet. Available at: https://www.allthingstopics.com/computers-andinternet.html (accessed: 25.11.2017).

33. Notess G.R. Search Engine Features Chart // Search Engine Showdown. Available at: http://www.notess.com/search/features/ (accessed: 25.11.2017).

34. Frederick Peter J. Student Involvement: Active Learning in Large Classes // New Directions for Teaching and Learning. 1987. Vol. 32. P. 45-56. DOI: 10.1002/tl.37219873207.

35. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.11.2017).

36. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // J. Human-Computer Studies. 1997. Vol. 47. Pp. 5-29. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.25.7742&rep=rep1&type=pdf (accessed: 25.11.2017).


Рецензия

Просмотров: 1581


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)