РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-10
Аннотация
Введение: Представленная статья посвящена новому и актуальному направлению в системе высшего образования – развитию инклюзивного образования. Представлен опыт создания РУМЦ Мининского университета в 2017 году, описаны направления его деятельности в 2017 году и полученные результаты. В статье обозначена роль РУМЦ в развитии инклюзивной культуры.
Материалы и методы: В основе написания статьи – метод анализа литературы отечественных и зарубежных авторов, использовались данные мониторинга состояния инклюзивного высшего образования, выполненного в рамках Государственного контракта от 7.06.2016 г. № 05.020.11 007 по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов».
Результаты исследования: Анализируя результаты деятельности РУМЦ, авторы актуализируют проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, и предлагают пути их решения. Развитие деятельности РУМЦ авторы видят через разработку форм и механизмов межведомственного, межрегионального и межинституционального взаимодействия в целях достижения согласованности действий и эффективности деятельности всех участников сопровождения инклюзии в высшем образовании с учётом образовательных потребностей абитуриентов и потребностей рынка труда на всей закреплённой территории. В качестве особой миссии РУМЦ авторы видят управление развитием инклюзивной культуры в вузе. Система высшего образования при этом рассматривается как инструмент выполнения социального заказа на формирование поколения людей, толерантных и органично воспринимающих факт инклюзии во всех сферах жизни.
Обсуждение и заключения: Роль ресурсного учебно-методического центра в развитии инклюзивного высшего образования определяется выявлением существующих технологий и разработкой инновационных, их демонстрацией и тиражированием в вузы закрепленной территории. Представлены статистические данные, факты, экспертные мнения. Статья носит характер описания имеющегося опыта. Содержащаяся в тексте информация полезна читателям в качестве освещения возложенной на РУМЦ миссии.
Об авторах
А. А. ФёдоровРоссия
Федоров Александр Александрович – доктор философских наук, профессор, ректор
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
Г. А. Папуткова
Россия
Папуткова Галина Александровна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической деятельности
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
И. Ф. Фильченкова
Россия
Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
Н. О. Леоненко
Россия
Леоненко Наталия Олеговна – кандидат психологических наук, директор ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ)
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
Т. Ф. Краснопевцева
Россия
Краснопевцева Татьяна Федоровна – старший преподаватель кафедры андрагогики и педагогики, заместитель директора ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ)
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
С. Н. Каштанова
Россия
Каштанова Светлана Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1
Список литературы
1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5-16.
2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 192 с.
3. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
4. Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч. Т.4. М.: Педагогика.1984. C. 8-16.
5. Герасимов А.В. Методологические аспекты управления инклюзивным образованием в вузах // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2016. № 2 (4). С. 46-53.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Издание третье, дополненное и переработанное. М.: Аспект Пресс, 2000. 591 с.
7. Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф. Критериальная база для проведения мониторинга деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). С. 489-498.
8. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 11.
9. Каштанова С.Н. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 60-65.
10. Кудрявцев В.А. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 3.
11. Леоненко Н.О., Панькова А.М. Этнопсихологические особенности и условия развития жизнестойкости студентов: учебное пособие. Екатеринбург, 2015. 173 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. C. 35-41.
13. Недосекина М.А Развитие индивидуальности студента под влиянием изменений социокультурной среды вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2004.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
15. Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции. Россия, г. Москва, 26-28 июня 2014 г. / под ред. проф. В.И. Писаренко. Киров: МЦНИП, 2014. С. 73-79.
16. Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 18.01.2018).
17. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 5-19.
18. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации // Научное мнение. 2017. № 6 (Педагогические, психологические и философские науки). С. 78-86.
19. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.08. М., 2012.
20. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.
21. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13 00 08. Астрахань, 2008.
22. Высшее образование в глобализированном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию. 2004. URL: http://www.ifap.ru/library/book389.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
23. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень № 2. 2017. URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247/ (дата обращения: 13.12.2017).
24. Официальный сайт Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. URL: http://rumc.mininuniver.ru/media (дата обращения: 15.12.2017).
25. Положение инвалидов // Федеральная служба государственной статистики. 2017. 14 декабря. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 14.12.2017).
26. Портал инклюзивного образования. URL: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.12.2017).
27. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152345 (дата обращения: 15.12.2017).
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.12.2017).
29. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/456091847 (дата обращения: 20.12.2017).
30. Энциклопедический фонд России. URL: http://www.russika.ru/t.php?t=3401 (дата обращения: 22.12.2017).
31. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda¬gogikk og tilpasset opplæring, Finnmark University College, Alta, 2010.