ИНТЕРНЕТ И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА: ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-12
Аннотация
Введение. Проблема понимания сознания в условиях влияния на него современных информационных технологий приобрела большую актуальность. В этой связи целью работы является исследование изменений, происходящих в духовном мире активных пользователей Интернета в контексте их обусловленности ценностно-мировоззренческими структурами личности.
Материалы и методы. В работе используются основные методы, применяемые в социально-гуманитарных науках, прежде всего, аналитический и системный подходы, проводится вторичный анализ данных эмпирических исследований. Исследование проблемы происходит также на основе применения разработанного автором нового методологического подхода – мировоззренческого анализа явлений духовного мира человека.
Результаты исследования. В статье сделаны выводы о том, что влияние Интернета на духовный мир пользующихся им людей обусловлено его сущностными характеристиками – наличием в объективированном виде огромного количества гипертекстуальной, потенциально быстро и легко доступной для человека информации. Влияет на духовный мир пользователей также возможность свободного генерирования и распространения сведений при потенциальном сохранении анонимности субъектов в Сети. Большой объем информации, высокая скорость ее распространения, а также гипертекстуальность активизируют тенденцию формирования «клипового мышления», важной чертой которого является многозадачность. Гипертекстуальность и многозадачность, в свою очередь, способствуют процессу падения произвольного внимания у пользователей Сети, вплоть до синдрома дефицита внимания. Ориентация на постоянно доступную индивиду объективированную информацию ведет к изменению характера ее запоминания, которое все больше происходит за счет «внешнего расширения» сознания. Активизируется процесс визуализации сознания, что может привести к снижению роли абстрактно-логического мышления.
Обсуждение и заключение. Вместе с тем влияние Интернета на духовный мир людей неоднозначно. Степень негативного или позитивного воздействия можно определить применительно к конкретному человеку, исходя из характеристик его духовного мира, прежде всего, ценностно-мировоззренческой сферы. Устойчивое и включающее позитивные для человека и общества ценности мировоззрение позволяет избежать негативного влияния информационных технологий, использовать их большие возможности для развития личности. Субъект с более развитой ценностно-мировоззренческой сферой может легче выделять в информационном потоке важные и необходимые сведения, умеет лучше обобщать их в своих интересах, правильнее соотносить с уже имеющимися знаниями, а также успешнее использовать на практике.
Об авторе
В. Д. ЕмельяненкоРоссия
Емельяненко Владимир Дмитриевич – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и политологии.
Брянск.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. М.: Добросвет, 2000. 258с.
2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с франц. С.Н. Зенкина. М.: «Добросвет», 2000. 387с.
3. Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. 2010. №5. С. 69-83.
4. Гаврилов Е.О. Интернет как фактор развития сферы религиозных отношений // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3(46). С. 344-346.
5. Гиренок Ф.И. Метафизика пата: Косноязычие усталого человека. М: Лабиринт, 1995. 307с.
6. Годик Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ. 2011. №2. URL: http://www.mediascope.ru/node/838 (дата обращения: 10.05.2017).
7. Горылев А.И., Надыгина Е.В. Влияние информационных технологий на функции правосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. Вып. 1(9). Проблемы развития и функционирования правовой системы общества. С. 30-38.
8. Гринёва М.И. Новый код эпохи: проблема взаимодействия «цифровых иммигрантов» и «цифровых с рождения» // На путях к новой школе. 2012. №1. С. 25-26.
9. Еляков А.Д. Благо и зло: жгучий парадокс Интернета // Философия и общество. 2011. №2. С. 58-76.
10. Емельяненко В.Д., Александрова Н.В. Интернет и мировоззренческие основания религиозного сознания // Альманах современной науки и образования. 2015. №2(92). С. 28-33.
11. Емельяненко В.Д., Богданова А.М., Гнаева Ю.А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания // Альманах современной науки и образования. 2015. №7(97). С. 66-70.
12. Емельяненко В.Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы) // Альманах современной науки и образования. 2015. №8(98). С. 55-60.
13. Емельяненко В.Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №9-2(35). С. 58-62.
14. Емельяненко В.Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. №1(11). С. 45-64. DOI: 10.17726/philIT.2016.11.1.130
15. Емельяненко В.Д. От А.К. Толстого к В.С. Соловьеву: опыт сравнительно-мировоззренческого анализа (К 200-летию со дня рождения А.К. Толстого). Брянск: ООО «Новый проект», 2017. 146с.
16. Загидуллина М.В. Информационное общество в контексте Net-мышления // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. 2012. Вып. 63. №5. С. 48-51.
17. Закаблуковский Е.В., Кучинов Е.В. "Homo retis": философская антропология виртуальной персоны. Москва: ФИНТА; Нижний Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2017. 151с.
18. Игнатова Н.Ю. Многозадачность и успеваемость студентов // Открытое и дистанционное образование. 2014. №3. С.5-11.
19. Иойлева Г.В. Сознание в сфере информатизации общества // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. С. 36-41.
20. Канафиева Э. Интернет в науке // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. №3. С. 218-220.
21. Карр Н. Пустышка: Что Интернет делает с нашими мозгами. СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012. 253с.
22. Катречко С.Л. Интернет и сознание: к концепции виртуального человека // Влияние интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. C. 57-73.
23. Катречко С.Л. Специфика философского дискурса // Философия в современном мире: опыт философского дискурса. М., 2003. С. 230-233.
24. Коган Е.И. Чтение нуждается в защите // Коган Е.И. Российская книжность в Америке: Статьи. Портреты. Рецензии. СПб.: БАН, 2005. С. 140-146.
25. Колин К.К. Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. №4. С. 32 - 36.
26. Коробатов Я. Компьютерная революция приведет к гениальности или цифровому слабоумию? // Комсомольская правда. 2015. 4-11 ноября.
27. Куртов М. Жильбер Симондон о способе существования технических объектов: предисловие к сокращенному переводу заключения // Транслит: литературно-критический альманах. СПб., 2011. №9. С. 94-105.
28. Лебеденко Ю.И. Критерии научности интернет-знаний // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. №1. С. 86-92.
29. Лучинкина А.И. Специфика мировоззрения интернет-пользователей // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-1. С. 311-317.
30. Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки 2013. №5(142). С.256-264.
31. Лысак И.В., Максимов А.В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 517-525.
32. Маслова А.А. Интернет как новый канал манипулятивного воздействия на массовое политическое сознание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5-2(43). С. 134-137.
33. Носов Н.А. Виртуальная реальность//Вопросы философии. 1999. №10. С.152-165.
34. Овчинникова Е. А., Сергеев А. С. Этические проблемы информационного пространства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. №2. С. 38-43.
35. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 304с.
36. Пронина Е.Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака Net-мышления // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. №6. С. 74-80.
37. Розин В.М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб, 2000. С. 68-75.
38. Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: пилотное исследование // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 240-247.
39. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности // Оптимальные коммуникации (ОК): Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связей РГГУ. URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 10.06.2017).
40. Солопов П.Е. Виртуальная реальность как отражение отражения // Виртуальные реальности. М., 1998. С. 198-201.
41. Bryant L.R. Onto-Cartography. An Ontology of Machines and Media. Edinburgh University Press, 2014. 300p.
42. Carlson P.A. A Way of Incorporating User Feedback into Online Documentation // Text, Context, and Hypertext: Writing with and for the Computer / Ed. E. Barrett. Cambridge: MIT Press, 1988. P. 1-29.
43. Carr N. The Shallows. What the Internet Is Doing to Our Brains. W. W. Norton & Company New York – London, 2010. 104p.
44. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. Oxford University Press, 2001. 334p.
45. Çeker E., Özdaml F. What "Gamification" Is and What It's Not // European Journal of Contemporary Education, 2017. Vol. 6. Is. 2. P. 221-228. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.221
46. Ellis W.F., McAleer B., Szakas J.S. Internet Addiction Risk in the Academic Environment. Information Systems Education Journal. 2015. Vol. 7. P. 100-105.
47. Emel'yanenko V.D., Vetoshko A.N., Malinnikov S.G., Malashenko I.W. & Vetoshko L.I. Man’s Values and Ideologies as a Basis of Gamification // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 18. P. 12576-12592. Available at: http://ijese.net/makale/1728 (accessed: 02.07.2017).
48. Firat M. Multitasking or continuous partial attention: a critical bottleneck for digital natives // Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE. January 2013. Vol. 14. Is. 1. Art. 23. P.266-272.
49. Guattari F. The Machinic Unconscious. Essays in Schizoanalysis. Los Angeles, 1979. 367p.
50. Guattari F. The Three Ecologies. New Jersey, 2000. 174p.
51. Interview Clifford Nass // Digital Nation. Life on the digital frontier. Available at: http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html (accessed: 17.07.2017).
52. Jackson M. Distracted. N. Y. Prometheus Books, 2009. 298p.
53. Kurzweil R. How to Create a Mind. Viking Penguin, 2012. 352p.
54. Lohr S. S. Down, Brave Multitasker and Don't Read This in Traffic // New York Times. 2007. March, 25. – Available at: http://www.nytimes.com/2007/03/25/business/25multi.html?pagewanted=all&_r=0 (accessed: 17.07.2017).
55. Nelson T.N. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate // Proceedings of the 20th National Conference: Cleveland, Ohio, August 24-26, 1965. New York: ACM, 1965. P. 84-100.
56. Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books, 2008. 347p.
57. Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet is Hiding From You. The Penguin Press, 2011. 304p.
58. Rosen L. D. Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. Palgrave Macmillan, 2007. 272p.
59. Shirky C. Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age. The Penguin Press, 2010. 256p.
60. Simondon G. Du mode d'existence des objets techniques. Paris, Aubier, 1958.
61. Simondon G. Technical mentality // Parrhesia. 2009. Vol. 7. P. 17-27.
62. Small G., Vorgan G. iBrain.Surviving the technological alternation of modern mind. Harper Collins, 2008. 352p.
63. Stiegler B. Technics and Time, 1: The Fault of Epimetheus. Stanford, 1998. 316p.
64. Voiskounsky A. E. Internet addiction in the context of positive psychology // Psychology in Russia: state of the art 2010. V. 3. P. 541-549.