УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-5
Аннотация
Введение. В статье авторы обращаются к вопросу выявления особенностей контингента студентов заочной формы обучения и выявления мотивов изучения иностранного языка. В качестве главной задачи системы высшего образования в Российской Федерации выступает подготовка компетентных специалистов, которые готовы к непрерывному профессиональному образованию и профессиональной мобильности. Заочная форма обучения в высших учебных заведениях является одной из основных форм непрерывного образования, которая рассматривается в настоящее время как одна из эффективных, открытых и демократичных форм профессионального образования. Проблема развития познавательной активности в современном образовании рассматривается вместе с проблемой личностного роста, успешности обучающихся в обучении, успеваемости и самостоятельности в разнообразных видах деятельности. Познавательная активность находит своё выражение в движении самого мотива человека к освоению нового, непривычного, которое требует определённого труда и приложения усилий с целью добавления к исходной базе данных в долговременной памяти. Под иноязычной познавательной активностью авторы понимают осознание студентами последовательной реализации иерархии ближних, средних и перспективных целей для профессионального становления.
Материалы и методы. Авторы проанализировали состав студентов-заочников первого курса, так как изучение иностранного языка в высших образовательных учреждениях начинается на первом курсе, их возрастные особенности, а также их мотивацию поступления в вуз. Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании принимали участие студенты, поступившие на 1 курс по направлениям «Менеджмент» и «Туризм». Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).
Результаты исследования. Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности контингента студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов по направлениям «Менеджмент» и «Туризм»: неоднородный состав; возрастные различия; наличие устойчивой мотивации.
Обсуждение и заключения. Заочная форма обучения является гибкой системой обучения, которая позволяет человеку приобрести знания, когда и где он сам хочет. Поэтому их самостоятельное обучение не должно быть пассивным. Студент должен вести активную познавательную деятельность и учиться применять полученные знания на практике.
Об авторах
С. Н. КазначееваРоссия
Казначеева Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.
Нижний Новгород.
В. А. Бондаренко
Россия
Бондаренко Виктория Андреевна – доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы.
Ростов-на-Дону.
Список литературы
1. Алтухова М.А. Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2ю С. 84-87.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛОЛГУ им. А.А. Жданова, 1968. 340 с.
3. Ахметгалиев Ф.Н. Развитие у студентов учебно-познавательной активности // Символ науки. 2017. №04-2. С. 119-120.
4. Барышникова Г.В. Технологии подготовки студентов-заочников неязыкового вуза к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Пенза, 2006. 250 с.
5. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2014. №3(60). С. 184-187.
6. Булыгина Т.Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности средствами ИКТ в курсе изучения иностранных языков в техническом вузе // Научные труды SWorld. 2014. Т.14, №1. С. 24-26.
7. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993. 164 с.
8. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 212 с.
9. Евсенкова А.А. Педагогические условия развития познавательной активности иностранных студентов. URL: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_uslovija_razvitija_ poznavatelnoj_aktivnosti_inostrannykh_studentov/15-1-0-4349 (дата обращения: 30.10.2017).
10. Зимаков И.Е. Заочное образование в современной России // Высшее образование в России. 1995. №1. С. 73-79.
11. Знание хотя бы одного иностранного языка увеличивает шансы получать более высокую заработную плату. URL: http://english-exam.ru/city-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (дата обращения: 24.09.2017).
12. Иванова С.М. Повышение познавательной активности студентов // Наука и мир. 2014. Том 2, №10(14). С. 58-59.
13. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С. 34-38.
14. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С.1.
15. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т.4. №11. С.11.
16. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Интеграция иностранного языка и специальных дисциплин в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3(35). С. 9-12.
17. Кириллова Н.В., Пушкин А.А., Зайцева Е.Л. Негативные факторы, влияющие на формирование у студентов компетенций в процессе изучения ими иностранного языка в вузах неязыкового профиля // Успехи современного естествознания. 2015. №9-1. С. 155-158. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35550 (дата обращения: 30.10.2017).
18. Крицкий С.П. Инструментальная система создания электронных учебников и тестирующих программ для очной и заочной форм обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
19. Крутова И. Ю. Методологический анализ познавательной активности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. №8-2. С. 92-100.
20. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Черкесск, 2017. 193 с.
21. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 190 с.
22. Мекеко Н.М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку на основе компьютерных технологий: автореф. дис… канд. пед. наук:13.00.02. М., 2009. 37 с.
23. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 3.
24. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
25. Овсянников В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. №2. С. 64-74.
26. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2015. №2-26. С. 5925-5929. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (дата обращения: 30.10.2017).
27. Подласый И.П. Педагогика. М., 2003.
28. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2010. 249 с.
29. Саввина И.Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 21с.
30. Семина Л. В. Организация познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2009. №11. С. 45-48.
31. Сибилькова Н.П. Анализ совокупности факторов, определяющих особенности и проблемы обучения студентов-заочников начертательной геометрии // Казанская наука. 2010. №9. С. 770-774.
32. Симеонова Н. М. Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2017. №6. С. 443-448.
33. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 26 с.
34. Сиразеева А.Ф., Валеева Л.А., Морозова А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 30.10.2017).
35. Толстова Н.М. Стиль познавательной активности субъекта как условие успешного изучения иностранного языка // Вектор науки ТГУ. 2012. №2(20). С. 119-124.
36. Чуреева Л.А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 424-433.
37. Шабалина Е.П., Вебер Т.В. Формирование познавательной активности обучающихся как социально-значимого качества личности // Новые педагогические технологии. 2014. №XVIII. С. 16-18.
38. Шадова А.С., Комарова Е.В. Мотивация деятельности студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Ч. 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (дата обращения: 28.09.2017).
39. Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1993. 267 с.
40. Шишкова О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006. 28 с.
41. Шоколова Т.Н. Самостоятельная работа студентов-заочников при изучении иностранного языка // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации. Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ»: в трех книгах. Омск, 2013. Кн. 3. С. 309-311.
42. Шумков А.Ю. Познавательная и творческая активность студентов // Молодой ученый. 2014. №2(61). С. 888-890.
43. Щекина Н.Б., Шварп Н.В. Приемы активизации познавательной деятельности студентов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибак, 2014. №4(11). URL: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (дата обращения: 30.10.2017).
44. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.
45. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1. Issue 3. P. 53-62.
46. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p.
47. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 30.10.2017).
48. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/ c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 30.10.2017).
49. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14. Issue 1. Р. 1-6.
50. Language Learners as Ethnographers / C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.