ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-4
Аннотация
Введение: Статья посвящена актуальной теме – учебной проектной деятельности студентов. Особая значимость этого вида деятельности заключается в его направленности на повышение качества формирования общих и профессиональных компетенций и применение их на практике. Проектная деятельность как разновидность профессионально-педагогической деятельности формировалась достаточно длительный период. В данной статье авторы представляют опыт организации проектной деятельности в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы 38.03.02 – Менеджмент.
Материалы и методы: Теоретические основы исследования, его цель и задача определили методы исследования, которые оказали наибольшую помощь в изучении проектной деятельности. Это методы системного анализа, статистические (нормативный, сравнительный, метод отслеживания изменений), опроса (анкетирование).
Результаты исследования: Организация экспериментальной работы была направлена на получение статистических данных о готовности студентов 1-3 курсов к выполнению двух категорий проектов, составляющими которых являются исследовательская, аналитическая, исполнительская, коммуникативная и рефлексивная деятельность. Анализ системы проектной деятельности показал, что все ее компоненты способствуют развитию общих и профессиональных компетенций. Готовность студентов к проектной деятельности повышалась с каждым курсом с приобретением новых знаний, умений и навыков, опыта проектной деятельности.
Обсуждение и заключения: Результаты экспериментальной работы помогли проследить динамику осознания студентами значимости и необходимости учебной проектной деятельности в вузе для развития творческого мышления и саморегуляции, для быстрой адаптации в организации. Анализ данных исследования обозначил условия повышения эффективности проектной деятельности, а также определил деятельность преподавателя как последовательную ориентацию на достижение студентами навыков самостоятельной проектной работы.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ШкуноваРоссия
Шкунова Анжелика Аркадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры инновационных технологий менеджмента.
Нижний Новгород.
К. А. Плешанов
Россия
Плешанов Константин Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры паровых и газовых турбин.
Москва.
Список литературы
1. Асакаева Д.С. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/920149 (дата обращения: 07.11.2017).
2. Асакаева Д.С. Условия и алгоритм эффективного педагогического проектирования в школе // Научное мнение. 2016. №6-7. С.72-75.
3. Белова Т.А. Соответствие положений проектной деятельности ее фактическому использованию педагогами-практиками // Международный журнал экспериментального образования. 2010. №5. С. 89-91.
4. Васенина Н.Л. Методическая готовность учителя как условие успешности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях обновления образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6, №1(18). С. 36-40.
5. Долматова Л.А. Методика и условия развития проектной культуры педагогов на основе концепции «Управление знаниями» // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. №2(31). С. 122-128.
6. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно- просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С 261.
7. Крылов Д.А. Проектно-технологическая культура педагога: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-2. С. 334-341.
8. Кулешова С.С., Шкунова А.А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента // Инновационные технологии управления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород, 2014. С.125-130.
9. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Индивидуальные и групповые задания проектного типа // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. №1(1). С. 47-63.
10. Маибуров А.Г., Писнова О.Ю. Педагогическое управление проектной деятельностью учащихся в дополнительном образовании // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. №1. С. 76-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26184952 (дата обращения: 07.11.2017).
11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. №3. С. 3-7.
12. Меримянина Е.Н. Тренинг командообразования в студенческой среде как важный коммуникативный фактор //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №9-5. С. 99-104.
13. Метелева А.И., Метелева Т.Ю. Метапредметная проектная деятельность как эффективный способ мотивации познавательного интереса // На путях к новой школе. 2016. №1. С. 61-62.
14. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н.Новгород, 2015. 478 с.
15. Мулина О.Н. Проектная деятельность как средство формирования компетенций инновационной деятельности у будущих педагогов // Научный поиск. 2014. №2.4. С. 20-23.
16. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С. 106-109.
17. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Вариативность основных профессиональных образовательных программ как механизм обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Мининского университета. 2016. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/352/samerkhanova (дата обращения: 14.11.2017).
18. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7 (часть 4). С. 648-651.
19. Смагина Е.А. Формирование профессиональных компетенций в проектной деятельности у будущих бакалавров педагогического образования как актуальная педагогическая проблема // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. №3. С. 28-32.
20. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: тезисы докладов Всероссийской конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». (Н.Новгород, 10 ноября 2015 г.). Н.Новгород, 2015. С. 195-198.
21. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №4(29). С. 96-101.
22. Чудакова О.В. Организация проектной деятельности в ДОО с учетом ФГОС ДО // Успехи современной науки. 2017. Т.1. №3. С. 166-168.
23. Шкунова А.А. Организация этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея. Н. Новгород, 2006.
24. Шкунова А.А. Формирование этико0когнитивных отношений у учащихся профессиональных лицеев: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
25. Шкунова А.А., Плесовских Г.А. Организация личного труда: исследовательский проект самостоятельной работы будущих педагогов // Мир науки. 2016. Т. 4, №3. С. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26525691 (дата обращения: 14.11.2017).
26. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // Presence-teleoperators and virtual environments. 2013. Vol. 22. Issue 1. P. 1-19. DOI: 10.1162/PRES_a_00134.
27. Betz F. Managing Technological Innovation: Competitive Advantage from Change. New York, 2003.
28. Bourque Claude Julie, Bourdon Sylvain. Multidisciplinary graduate training in social research methodology and computer-assisted qualitative data analysis: a hands-on/hands-off course design // Journal of Further and Higher Education. 2017. Vol. 41. Issue 4. P. 475-491. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2015.1135882.
29. Buzady Zoltan. Flow, leadership and serious games – a pedagogical perspective // World Journal of Science, Technology and Sustainable Development. 2017. Vol. 14 Issue 2/3. P. 204-217. DOI: https://doi.org/10.1108/WJSTSD-05-2016-0035.
30. Dockett S., Perry B. Continuity of Learning: A resource to support effective transition to school and school age care. Canberra, ACT: Australian Government Department of Education, 2014. 97 p. Available at: http://www.csu.edu.au/__data/assets/pdf_file/0015/1101093/continuity.pdf (accessed: 16.11.2017).
31. Eito-Brun Ricardo, Sicilia Miguel-Angel. An innovation activity model for Very Small Entities in the software sector: an empirical study // R&D Management. 2017. Vol. 47. Issue 5. P. 671-781. DOI: 10.1111/radm.12226.
32. Fito M. Angels, Martínez-Argüelles María-Jesús, Rimbau-Gilabert Eva The comprehensive implementation of generic skills in cross business degrees: The experience of the faculty of Economics and Business of the UOC // Intangible Capital. 2015. Vol. 11. Issue 4. P. 589-611. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/ic.623.
33. Hawk Thomas F. Getting to Know Your Students and an Educational Ethic of Care // Journal of Management Education. 2017. Vol. 41, No5. P. 669-686. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1052562917716488 (accessed: 14.11.2017).
34. Kelman H.C. Interactive Problem-Solving: a Social-psychological Approach to Conflict Resolution // Burton J., Dukes F. (eds) Conflict: Readings in Management and Resolution. The Conflict Series. Palgrave Macmillan, London, 1990. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-21003-9_11.
35. Kim Yongjae. The effect of process management on different types of innovations: An analytical modeling approach // European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 262. Issue 2. P. 771-779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2017.03.064.
36. Kopeinik Simone, Nussbaumer Alexander, Winter Lisa-Christina, Albert Dietrich, Dimache Aurora, Roche Thomas. Combining self-regulation and competence-based guidance to personalise the learning experience in moodle // Advanced Learning Technologies (ICALT), 2014 IEEE 14th International Conference on. 2014. P. 62-64. IEEE, 2014.
37. Lye Lau Teng. Opportunities and Challenges Faced by Private Higher Education Institution Using the TPACK Model in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 10 October 2013. Vol. 91. P. 294-305. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.426.
38. Marcelo Carlos, Yot Carmen. Pedagogies of Working with Technology in Spain // Lily Orland-Barak, Cheryl J. Craig (ed.) International Teacher Education: Promising Pedagogies. Part B. Book Series: Advances in Research on Teaching. Vol. 22B. Emerald Group Publishing Limited, 2015. P. 329-357. Available at: http://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/S1479-368720150000025011 (accessed: 14.11.2017).
39. McIver D., Fitzsimmons S., Flanagan, D. (2016). Instructional Design as Knowledge Management: A Knowledge-in-Practice Approach to Choosing Instructional Methods // Journal of Management Education. 2016. Vol. 40(1). P. 47-75. DOI: 10.1177/1052562915587583.
40. Meschede N., Fiebranz A., Moeller K. Teachers' professional vision, pedagogical content knowledge and beliefs: On its relation and differences between pre-service and in-service teachers // Teaching and teacher education. 2017. Vol. 66, P. 158-170. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X16303432?via%3Dihub (accessed: 15.11.2017).
41. Morlhon R., Pellerin R., Bourgault M. Defining Building Information Modeling implementation activities based on capability maturity evaluation: a theoretical model // International Journal of Information Systems and Project Management. 2015. Vol. 3, No1. P. 51-65.
42. Nicolescu B.N., Petrescu T.C. On the Continuity Mathematics Curriculum between Primary and Secondary School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 871-877. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.231.
43. Silva R.R., Teixeira M.R.S., Rodrigues F.T.R.L. Uma Análise da Gestão de Projetos de Extensão de uma Instituição Federal de Ensino // Revista de Gestão e Secretariado. 2016. Vol. 7(3). P. 150-171. Available at: http://www.spell.org.br/documentos/ver/44251/uma-analise-da-gestao-de-projetos-de-extensao-de-uma-instituicao-federal-de-ensino-/i/en (accessed: 11.11.2017).
44. Tan G. Managing Creativity in Organizations: A Total System Approach // Creativity and Innovation Management. 1998. Vol. 7(1). P. 23-31. Available at: http://ink.library.smu.edu.sg/lkcsb_research/2686 (accessed: 11.11.2017).
45. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager’s Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 11. P. 4650-4659. Available at: http://www.ijese.net/arsiv/137 (accessed: 14.11.2017).
46. Ye Christine, Os Jerry Van, Chapman Dick. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education // Journal of marketing education. 2017. Vol. 39, No3. P. 162-175. Available at: http://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0273475317724843 (accessed: 15.11.2017).