ОТКРЫТЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-3
Аннотация
Введение: распространение открытых онлайн-курсов заставляет систему образования меняться, и эти изменения достаточно серьезные. Эти курсы оказывают положительное влияние на общество, широко распространяя образование во всем мире. В период глобализации образования эти курсы дают открытый доступ к образовательному контенту ведущих мировых вузов. Использование открытых электронных курсов – это сравнительно новое направление в образовании, которое не до конца раскрыто исследователями. С их внедрением происходит изменение структуры образовательной системы. Поэтому статья рассматривает специфику внедрения онлайн-курсов, в том числе требования к ним, а также факторы, замедляющие их активное развитие.
Материалы и методы: анализ, синтез, дедукция, индукция. В качестве примера был приведен Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Результаты исследования: на основе изучения «Положения об использовании открытых курсов в образовательной деятельности Мининского университета» кроме функций координационной группы по открытому образованию, было отмечено, что для обучающегося по завершении курса в случае неудовлетворительного результата устанавливается возможность пересдать предмет.
Обсуждение и заключения: в статье сделан вывод о том, что открытые курсы – это новый качественный шаг в развитии мирового образования, однако онлайн-курсы были бы гораздо эффективнее как узконаправленные, предназначенные для взрослых лиц, глубоко мотивированных на обучение. Взятый нами за основу исследования Университет имени Козьмы Минина показал, что вуз готов к осуществлению онлайн-курсов в образовательной деятельности.
Об авторах
Ж. В. СмирноваРоссия
Смирнова Жанна Венедиктовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования/
Нижний Новгород.
М. Л. Груздева
Россия
Груздева Марина Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования.
Нижний Новгород.
О. Г. Красикова
Россия
Красикова Ольга Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи.
Нижний Новгород.
Список литературы
1. Барановский А.И., Вольвач В.Г. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг. Омск: Изд-во Омского экономического ин-та, 2005. 171 с.
2. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №3. С. 9-16.
3. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
4. Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция интернет-тестирования в практику преподавания в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. №1. С. 149-151.
5. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Исследование SEDeC. М.: Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково, 2013. 52 с.
6. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения Moodle по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. №1. С. 160-163.
7. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.
8. Кутепова Л.И., Мухина М.В., Смирнова Ж.В. Проведение научно-практической конференции по практике – эффективный механизм повышения роли и значения практики для студентов, обучающихся по сервисным направлениям // Вестник Мининского университета. 2014. №2(6). С. 16.
9. Малахова Ю.В., Хохлова В.В., Стародумова Л.А. Дополнительные возможности в системе образовательных услуг // Педагогика. Общество. Право. 2015. №2(14). С. 21-37.
10. Маркова С.М., Петровский А.М. Историко-педагогические аспекты развития социального партнерства в профессиональном образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015.№11-12. С. 96-99.
11. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 23.
12. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. №4(72). С. 662-665.
13. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.
14. Саляева Е.Ю. Использование активных методов обучения в системе работы по развитию профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров сервиса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №1. С. 165-168.
15. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Инновационные технологии педагогического образования на современном этапе // Инновации и инвестиции. 2015. №10. С. 22-23.
16. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-829.
17. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в открытых информационно образовательных средах // Высшее образование в России. 2014. №1. С. 93–97.
18. Сулейменова А.А., Мамедова Э.Я., Тукенова Н.И. Мультимедиа и «облачные» технологии как современный ресурс организации образовательного процесса в дистанционных образовательных технологиях Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова // Естественные и математические науки в современном мире: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. URL: http://sibac.info/conf/naturscience/ii/31447 (дата обращения: 07.10.2017).
19. Толстенева А.А. Промежуточные результаты и пути реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Вестник Мининского университета. 2016.№2(15). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2016&issue=2 (дата обращения: 07.10.2017).
20. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.
21. Официальный сайт платформы Moodle. URL: https://moodle.org (дата обращения: 30.10.17).
22. Положение о использование открытых образовательных курсов Мининского университета. URL: https://www.mininuniver.ru/images/docs/polojenia-ob-organizacii (дата обращения: 30.10.17).
23. Bekkulоv A.M., Nоrmatоva G. Fоrmatiоn оf infоrmatiоn culture оf pupils // Eurоpean Cоnference оn Educatiоn and Applied Psychоlоgy 5th Internatiоnal scientific cоnference. 2014. С. 182-186.
24. Gendina N.I. Infоrmatiоn culture, media and infоrmatiоn literacies in russia: theоry and practice, prоblems and prоspect // Cоmmunicatiоns in Cоmputer and Infоrmatiоn Science. 2013. Vol. 397. CCIS. С. 258-267.
25. Lоpatina N.V. The mоdern infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Prоcessing. 2014. Vol. 41, №3. С. 155-158.
26. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, №22. С. 95568.
27. Vinоkur A.I. Infоrmatiоn technоlоgies in culture and educatiоn: image prоcessing issues Mоdern // Applied Science. 2015. Vol. 9, №5. С. 314-322.
28. Emigh W.C., Herring S.C. Collaborative Authoring on the Web: A Genre Analysis of Online Encyclopedias // Proceedings of the 38-th Hawaii International Conference on System Sciences. 2005. P.1-11.
29. Fischer G. Designing Socio-Technical Environments in Support of Meta-Design and Social Creativity. Proceedings of the Conference on Computer Supported Collaborative Learning (CSCL ‘2007). Rutgers University, 2007, July. P. 1-10.
30. Richardson W. Blogs, Wikis, Podcasts, and Other Powerful Web Tools for Classrooms. Thousand Oaks, California: Corwin Press, 2010. 184 p.
31. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475e.pdf (accessed: 20.10.2017).
32. Fedorov A.A., Solovev M.Y., Paputkova G.A., Ilaltdinova E.Y., Filchenkova I.F. Model for Employer-sponsored Education of Teachers: Opportunities and Challenges // Man In India 2017 July. Vol.97.
33. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow, 2013. 194 p. Available at: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214730 (accessed: 20.10.2017).
34. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Design and Distance Learning. January 2005. Vol. 2. No. 1. Available at: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (accessed 30.10.2017)
35. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11(11s). P. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 20.10.2017).
36. Business Models for Online Higher Education. Hanover Research. Washington, 2013.