Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА СИТУАЦИЮ БУЛЛИНГА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-17

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется взаимосвязь традиционных форм буллинга в школьной среде и кибербуллинга. Предполагается, что кибербуллинг является способом реагирования на ситуацию буллинга в школе. В исследовании приняли участие 717 подростков от 11 до 18 лет – учеников общеобразовательных школ Нижнего Новгорода. Оценка буллинга и кибербуллинга проводилась при помощи опросника, разработанного Д. Олвеусом. Приводятся данные о распространенности буллинга и кибербуллинга. Результаты исследования показывают, что участники буллинга (обидчики, обидчики-жертвы и жертвы) чаще становятся жертвами и обидчиками в ситуациях кибербуллинга. Наибольшему риску стать как обидчиком, так и жертвой в киберпространстве подвержены обидчики-жертвы, то есть подростки, которые выступают обидчиками в одних ситуациях, но являются жертвами буллинга в других. Также обнаружено, что почти вдвое больше подростков назвали себя жертвами кибербуллинга, чем обидчиками.

Об авторах

Е. Н. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования.

Санкт-Петербург



И. В. Волкова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Волкова Ирина Владимировна – научный сотрудник Института психологии.

Санкт-Петербург


Список литературы

1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. №3(11). С. 177-191.

2. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского Университета. 2016. №3. С. 25.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 244-269.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

5. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://detionline.com/assets/files/helpline /RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf (дата обращения: 03.07.2017).

6. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М.: МПСИ, 2008. 206 с.

7. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Захарова А.В., Боцманова М.Э. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 360 с.

8. Bandura A. Social learning theory. Eaglewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1977. 247 р.

9. Child Helpline International. Voices of children and young people: heard and unheard. 2015 Data from Child Helplines in Europe. Amsterdam, 2016 [Electronic resource]. Available at: http://orgchi-tukhnakal.savviihq.com/wpcontent/uploads/2017/05/voices_of_сhildren_and_ young_people_-_europe.pdf (accessed: 03.07.2017).

10. Heirman W., Walrave M. Assessing Concerns and Issues about the Mediation of Technology in Cyberbullying // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2008. Vol. 2. No. 2. Pp. 1-18.

11. Mehari K.R., Farell A.D., Le A.T.H. Cyberbullying Among Adolescents: Measures in search of a construct // Psychology of Violence. 2014. Vol. 4. No. 4. Pp. 399-415.

12. Modecki K.L., Minchin J., Harbaugh A.G., Guerra N.G., Runions K.C. Bullying Prevalence Across Contexts: A Meta-analysis Measuring Cyber and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health. Vol. 55. No. 5. Pp. 602-611.

13. Olweus D. Bully/victimproblems in school: facts and intervention // European Journal of Psychology of Education. 1997. Vol. XII. No. 4. Pp. 495-510.

14. Olweus D. The Olweus Bully/Victim Questionnaire. Bergen, Norway: University of Bergen, 1986.

15. Patchin J.W., Hinduja S. Summary of Cyberbullying Research (2004-2016) [Electronic resource]. Available at: http://cyberbullying.org/summary-of-our-cyberbullying-research (accessed: 03.07.2017).

16. Pew Research Center. Online Harassment. 2014 [Electronic resource]. Available at: http://www.pewinternet.org/2014/10/22/online-harassment/ (accessed: 03.07.2017).

17. Smith P., Mahdavy J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. No. 4. Pp. 376-385.

18. Strabic N., Milakovic A.T. Cyberbullying among children and its comparison to traditional forms of peer violence // Criminology & Social Integration Journal. 2016. Vol. 24. No. 2. Pp. 184-201.


Рецензия

Просмотров: 2102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)