ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИТУАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-12
Аннотация
В статье рассматривается обратная связь от преподавателя, адресованная учащимся по результатам их письменных работ. Обладая значительным развивающим и обучающим потенциалом, обратная связь, однако, зачастую неэффективна, так как не вызывает конструктивных изменений в учебной деятельности студентов. Цель настоящей работы – проанализировать источники типичных трудностей во взаимодействии между преподавателем и студентом, возникающих в ситуации предоставления обратной связи и наметить пути их преодоления посредством выстраивания диалогичных отношений. Среди конкретных приемов были выделены: использование обратной связи с «включенным участием»; внимание к организационному аспекту комментариев и их содержательной стороне; работа над метакогнитивными умениями учащихся, необходимыми для интерпретации обратной связи от преподавателя. Применение данных педагогических приемов по повышению действенности обратной связи от преподавателя может положительно влиять на качественность образовательного процесса и способствовать возрастанию удовлетворенности студентов как получателей образовательных услуг от вуза.
Об авторе
М. Л. КурьянРоссия
Курьян Мария Львовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 1008с.
2. Глазкова С.Н. Специфика функционирования вопросительных высказываний в педагогическом диалоге: автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007.
3. Лукьяненко О.Д. Обратная связь в дидактическом информационном взаимодействии педагога и учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Вып. 33 (12). C. 367-371.
4. Меретукова З.К. Включение обучаемых в актуализацию усвоенных знаний как средство оперативной обратной связи [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 1(132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-obuchaemyh-v-aktualizatsiyu-usvoennyh-znaniy-kak-sredstvo-operativnoy-obratnoy-svyazi (дата обращения: 07.05.2017).
5. Роботова А.С. О диалоге, монологе и молчании в образовании // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 122-128.
6. Траектории и опыт студентов университетов России [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/collaborative_project (дата обращения: 07.08.2017).
7. Хоперскова И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в личностно-ориентированном образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2000.
8. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель – ученик»: дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
9. Airasian P.W. Classroom assessment (3rd ed.). New York: McGraw-Hill, 1997.
10. Archer J.C. State of the science in health professional education: effective feedback // Medical education. 2010. Vol. 4 (1). Р. 101-108.
11. Blair A. & McGinty S. Feedback-dialogues: exploring the student perspective // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2013. Vol.38 (4). P.466-476.
12. Brookhart S. M. How to give effective feedback to your students. ASCD, 2017. 122 р.
13. Burke D. & Pieterick J. Giving students effective written feedback. McGraw-Hill Education (UK), 2010.
14. Chanock K. Comments on essays: Do students understand what tutors write? // Teaching in Higher Education. 2000. Vol. 5(1). P. 95-105.
15. Gibbs G. & Simpson C. Conditions under which assessment supports students’ learning // Learning and Teaching in Higher Education, 2004. Vol. 1 (1). P. 3-31
16. Goldsmith, M. Try feedforward instead of feedback // Journal for Quality and Participation, 2003. P. 38-40.
17. Hattie, J. & Timperley, H. The power of feedback // Review of educational research. 2007. Vol. 77 (1). P. 81-112.
18. National Survey of Student Engagement [Electronic resource]. Available at: http://nsse.indiana.edu (accessed: 08.08.2017).
19. Orsmond P., Maw S.J., Park J., Gomez S. & Crook A. Moving feedback forward: theory to practice // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2013. Vol. 38 (2). P. 240-252.
20. Ovando M.N. Constructive feedback: A key to successful teaching and learning // International Journal of Educational Management. 1994. Vol. 8 (6). P. 19-22.
21. Price M., Handley K., Millar J. & O'Donovan B. Feedback: all that effort, but what is the effect? // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2010. Vol. 35 (3). P. 277-289
22. Sadler D.R. Beyond feedback: Developing student capability in complex appraisal // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2010. Vol. 35 (5). P. 535-550.
23. Student Experience in the Research University [Electronic resource]. Available at: http://www.cshe.berkeley.edu/SERU (accessed: 18.08.2017).
24. Sadler D.R. Formative assessment and the design of instructional systems // Instructional science.1989. Vol. 18 (2). P. 119-144.
25. The National Student Survey [Electronic resource]. Available at: http://www.thestudentsurvey.com/#.UcAzNpxi1wQ (accessed: 23.08.2017).
26. The University of Melbourne [Electronic resource]. Available at: http://about.unimelb.edu.au/__data/assets/pdf_file/0007/1247443/Providing_effective_feedback_to_students_TALQAC_2014.pdf (accessed: 08.09.2017).
27. Weaver M.R. Do students value feedback? Students’ perceptions of tutors’ written responses // Assessment & Evaluation in Higher Education, 2006. Vol. 31(3). P. 379-394.
28. Zimmerman B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview // Theory into practice. 2002. Vol. 41 (2). P. 64-70.