Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА И РЕВОЛЮЦИЯ: ПОТРЯСЕНИЯ И РЕФОРМЫ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-10

Полный текст:

Аннотация

В статье описываются и анализируются революционные события 1905 года в учебных заведениях России. На основе изучения архивных документов Государственного архива Нижегородской области и Рязанской области и проведённых ранее исследований производится историческая реконструкция событий. На фактическом материале раскрывается и анализируется позиция учащихся, педагогов, родителей и управленцев системы образования в сложной ситуации социальных потрясений. Авторы анализируют и негативные, и позитивные последствия этих событий. В числе позитивных процессов отмечается усиление консолидации родителей и учащихся, приобретение ими некоторого опыта демократических форм борьбы за свои права, рождение новых перспективных форм сотрудничества и некоторая демократизация системы образования в целом. 

Об авторах

Е. А. Слепенкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Слепенкова Евгения Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики



Н. Щетинина
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Россия

Щетинина Наталья Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании



Список литературы

1. Тихонов В.В. «Революция повторяется!» (Образ революции 1917 года в эпоху перестройки) // Новое прошлое / The New Past. 2016. №2. С. 1-7.

2. Фельдман М.А. Была ли Октябрьская революция 1917 года пролетарской? (Проблемы истории и историографии) // Общественные науки и современность. 2012. №5. С. 112-120.

3. Леонов С.В. Российская революция 1905-1907 гг. в сравнительно-историческом контексте // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Выпуск 44. С. 75-87.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с.

5. Волков В.И. Из истории педагогической мысли в России в период революции в России 1905-1907 гг. // Советская педагогика. 1955. №10. С. 75-90.

6. Тебиев Б.К. Первая российская революция и школа // Советская педагогика. 1985. №3. С. 95-101.

7. Доватор Р.Л. Педагогическая журналистика в годы первой революции в России // Советская педагогика. 1985. №4. С. 102-106.

8. Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П. Становление института классного наставника в России во второй половине XIX- начале XX вв. [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: http: vestnik@mininuniver.ru (дата обращения: 14.04.2017).

9. Донесение попечителю Московского учебного округа начальницы нижегородской женской гимназии Ильинской. Центральный архив Нижегородской области (далее ЦАНО). Ф. 533. Оп. 464. Д. 13. Л. 1.

10. 1905 год в Сормово. Н.Новгород, 1926.

11. Протокол совещания педагогического персонала Нижегородской мужской гимназии с родителями учеников 4-8 классов от 23 октября 1905 года. ЦАНО. Ф. 520. Оп.487. Д. 1148. Л. 1-5.

12. Циркуляр Министерства народного просвещения от 25 ноября 1905 года № 25595. ЦАНО. Ф. 533.Оп.464. Д. 53. Л. 83.

13. Рязанская Александровская учительская семинария. Донесения директора семинарии управляющему Московским учебным округом о зарождении забастовочного движения в семинарии. Государственный архив Рязанской области (далее ГАРО). Ф. 620.Оп.1. Д. 94. Л. 1-2.

14. Попов И.П., Попова О.Д. Рязанская земская учительская семинария // Рязанская энциклопедия (справочный материал). Том 5. Народное образование. Рязань, 1993. 146 с.

15. Общественная жизнь. К событиям в семинарии // Рязанский вестник. 1905. №148. 30 ноября.

16. Совещание министров о митингах // Рязанский вестник. 1905. №105. 18 октября.

17. Циркуляр Попечителя Московского Учебного Округа от 7 марта 1905 года. ЦАНО. Ф. 533.Оп. 464. Д. 4. Л. 7.

18. Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX – первой трети XX вв.: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. Воронеж, 2004. 46 с.

19. Шакиров Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования в России в XX веке: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 1997. 57 с.

20. Поздняков А.Н. Государство и общество в реформировании российского школьного образования: исторический опыт взаимоотношений в конце XIX – начале XX вв.: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. Саратов, 2005. 43с.


Рецензия

Просмотров: 671


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)