ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-7
Аннотация
Основная цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированных рабочих для российского рынка труда. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Выделены особенности содержания профессионального образования, связанные с требованиями Федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, с выделением общенаучного, профессионального и специального циклов учебных дисциплин, с выделением интегративной и дифференцированной частей содержания образования, с анализом содержания трудовой деятельности рабочих. В статье устанавливается взаимосвязь анализа трудовой деятельности и профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии, которая включает следующие элементы: социально-экономическое значение профессии, производственно-технические условия труда, содержание труда, требования производства к профессиональной подготовке, уровень квалификации, психофизиологические особенности профессии. Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, а также взаимосвязь теоретического и производственного обучения, обучения и воспитания в целом. Также в статье выделены принципы исследования содержания профессионального образования: взаимосвязь общепрофессиональной и профессиональной подготовки; связь теории и практики; взаимосвязь обучения с производственным трудом, принципы интеграции и дифференциации содержания обучения, установление межпредметных связей, преемственность трудового, производственного обучения; принцип мобильности; принцип связи обучения и воспитания, определяющие структуру учебных планов и программ учебных предметов.
Об авторах
С. М. МарковаРоссия
Маркова Светлана Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами
А. К. Наркозиев
Кыргызстан
Наркозиев Аманбек Карашович - доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам.
Бишкек
Список литературы
1. Александрова Н.М., Ламанова Л.А. Вариативная часть образовательных программ как средство для оптимизации художественного и педагогического рынка труда // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3(46). С. 46-49.
2. Александрова Н.М., Ламанова Л.А. Профессиональная деятельность педагогов: теоретический и практический аспекты исследования // Современное образование. 2015. №4. С. 156-173.
3. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Институт ПТО РАО, 1996. 225 с.
4. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №8(40). С. 40-49.
5. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.
6. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/104 (дата обращения: 24.08.2017).
7. Гладков А.В., Гладкова М.Н., Дворников А.А. Разработка содержания учебников по военно-специальным дисциплинам // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2017. С. 24-28.
8. Грибова Л.Н. Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2013. №3(3). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/418 (дата обращения: 14.08.2017).
9. Колдина М.И. Структурно-содержательная характеристика научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения // Инициативы XXI века. 2015. №4. С. 105-107.
10. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования России // Образование и наука. 2007. №2. С. 36-42.
11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Взаимодействие базовой и вариативной частей структуры учебных программ профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-1. С. 115-117.
12. Наркозиев А.К., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/286 (дата обращения: 04.08.2017).
13. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012. №5(13). С. 23.
14. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, №11s. P. 489-493.
15. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. London: Institute for Public Policy Research, 2013.
16. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: https://vo.hse.ru/en/2012--4/100624293.html (accessed: 02.10.2017).
17. King C, Robinson A, Vickers J. Online education: Targeted MOOC captivates students // Nature. 2014. Vol. 505(7481):26. doi: 10.1038/505026a.
18. Hanushek E.A., 2010. The economic value of higher teacher quality [Electronic resource]. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 12.09.2017).