Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА-ЛИДЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-5

Аннотация

Цель публикации – выявить сущностные характеристики педагога-лидера и разработать педагогические условия формирования лидерских качеств обучающихся – будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза. Методологической основой статьи являются теория лидерства и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятия «лидер» в системе современного профессионально-педагогического знания.

Контент-анализ исследуемой проблемы позволил авторам определить, что лидер-педагог – это личность, которой доверяют и которую признают; способная вести за собой коллектив детей (родителей, коллег), пробуждая их активность и интерес; воздействовать на процесс взаимодействия, регулируя взаимоотношения; ответственно организовать выполнение той или иной деятельности. Сделан вывод,  что в  условиях модернизации образовательной системы педагог-лидер становится важным стратегическим ресурсом всех преобразований, способным генерировать и воспринимать инновации, готовым проявлять активность и творчество.

Основополагающими качествами, обуславливающими целенаправленное развитие важных личностно-профессиональных характеристик, приводящих личность к позиции лидера, определены самостоятельность и ответственность.

Обоснованы три группы педагогических условий, в совокупности образующих особое лидерское пространство, утверждающее социальную, деятельную и творческую сущность личности обучающихся и формирующее качества успешного лидера-педагога: рефлексивно-мотивационные,  содержательно-познавательные и деятельностные.

В структуру качеств лидера-педагога авторами включаются: мотивационно ориентированные, интеллектуально-волевые, поведенческие, социально-коммуникативные качества. Показано, что наличие выделенных качеств хоть и повышает развитие педагога как лидера, но обладание ими не обязательно превращает индивида в лидера.

Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории лидерства, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

Об авторах

И. Б. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Бичева Ирина Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования



О. Филатова
Пензенский государственный университет
Россия

Филатова Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент



Список литературы

1. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (№25). Р. 9.

2. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1(25). С. 73-77.

3. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. редактор А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 112-114.

4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-4. С. 16-22.

5. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: дис. … канд. пед. наук. Улан-Уде, 2001. 198 с.

6. . Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

7. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: монография. Красноярск: СибГТУ, 2006. 154 с.

8. Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2010. №1. С.114-121.

9. Котрухова Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). Специальный выпуск. С. 54-58.

10. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007.

11. Луткин С.С. Осмысление лидерской позиции педагога как условие развития его профессионально-педагогических компетентностей // Педагогическое образование в России. 2010. №2. С. 57-63.

12. Мурашов А.А. Учительская харизма – быстрые крылья или тяжкий груз? // Народное образование. 2008. №7. С. 257-264.

13. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 2002. 651 с.

14. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации // Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Н. Новгород, 2015. С. 162-164.

15. Bingham W. Leadership // the Psychological Foundation of Management. N.Y., 1927.

16. Browne C. The Study of Executive Leadership in Business II // Journal of Applied Psychology 34. 1950. №1.

17. Cattell R. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality // Human Relations. 1951. №4.

18. Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962.

19. Drucker P. Thomas Watson’s Principles of Modern Management // Esquire 100. 1983. №69.

20. Tead O. The Technique of Creative Leadership // Human Nature and Management. N.Y., 1929. 4 Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. №6.

21. Schenk C. Leadership // Infantry Journal. 1928. №33.

22. Stogdill R. Handbook of Leadership.A survey of theory and research. N.Y., 1974.


Рецензия

Просмотров: 2485


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)