Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МАССОВЫХ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Массовые орнитологические акции - наиболее привлекательная форма работы в процессе формирования коммуникативной компетентности в дополнительном экологическом образовании. Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой систему последовательных этапов, направленных на формирование мотивационного, когнитивного, творческо-деятельностного и личностного компонентов компетентности. Для каждого этапа характерно использование своей компетентностно-ориентированной коммуникативной ситуации, отвечающей цели этапа. На ценностно-смысловом этапе с целью формирования положительной мотивации, создания атмосферы взаимопонимания, общего эмоционального фона межсубъектного общения применяется ситуация-«отношение» . Операционно-деятельностный этап отличается использованием ситуации-«действие». На результативно-оценочном этапе межсубъектное взаимодействие осуществляется в условиях ситуации-«рефлексии». Каждая ситуация предполагает использование форм, методов, средств интерактивных технологий, выделенных, исходя из особенностей коммуникативного взаимодействия: технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении; технологии делового общения на основе читательской деятельности с текстом; информационно-коммуникационные технологии.

Об авторе

Е. Карпеева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


Список литературы

1. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Гузеева, Л.В. Симонова. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 88 с.

2. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

3. Асташина, Н.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях в дополнительном экологическом образовании: дис. … кан. пед. наук: 13.00.02 / Асташина Нина Игоревна. -Н.Новгород, 2011. - 190 с.

4. Вандышева, В.В. Формирование экологической культуры школьников в системе дополнительного экологического образования средствами массовых орнитологических акций: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Вандышева Валентина Владимировна. - Н.Новгород, 2010. - 215 с.

5. Винокурова, Н.Ф. Методика использования электронных информационно-коммуникативных модулей в школьном географическом образовании для устойчивого развития / Н.Ф, Винокурова, А.В. Зулхарнаева, О.В. Смирнова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 20.04.2014).

6. Гирусов, Э.В. Экологическая культура - основа устойчивого развития / Э.В. Гирусов // Вестник экологического образования в России. - 2009. - № 4. - С. 4-5.

7. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. - М.: РУДН, 2008. - 180 с.

8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 19 с.

9. Камерилова, Г.С. Технологический инструментарий культурно-экологической образовательной среды вуза / Г.С. Камерилова // Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие. - Н.Новгород: ООО «Исток», 2013. - С. 61-91.

10. Киселева, Н. Ю. Научные и природоохранные результаты проекта «На благо людей и птиц (массовые акции по изучению птиц и их местообитаний - эффективный механизм становления гражданского общества в России)»/ Н.Ю. Киселева // Бутурлинский сборник: материалы II Международных Бутурлинских чтений. - Ульяновск, 2006. - С. 193-195.

11. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

12. Мамедов, Н.М. Ведение в теорию устойчивого развития/ Н. М. Мамедов. - М.: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.

13. Мельник, Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е.В. Мельник // Психология и школа. - 2004. - №4. - С. 36-42.

14. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: «ЮНИСАМ», 1996. - 192 с.

15. Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 72 с.

16. Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в Российской школе: История. Теория. Методика / И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин; под ред. В.П. Соломина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 415 с.

17. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.

18. Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития / А.Д. Урсул. - М., 1990. - 316 с.

19. Урсул, А.Д. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. - М.: РАГС, 2007. - 324 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 г. Москва // Интернет-портал «Российской газеты». - 2012. - URL-адрес: http://www.rg.ru (дата обращения: 27.02.2014).

21. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 10.03.2012).


Рецензия

Просмотров: 515


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)