Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

Статья посвящена раскрытию высокого потенциала проектной деятельности учащихся по изучению экологических особенностей живой природы урбанизированной среды в процессе формирования экологической компетентности. Экологическая компетентность как результативно-целевая основа современного экологического образования является необходимым условием становления инициативной, творческой, деятельной личности, осознающей значимость и серьезность современных экологических проблем, понимающей их причины и возможные последствия, способной к планированию и реализации природоохранной деятельности для устойчивого развития всей биосферы. Пониманию, осознанию и практическому решению экологических проблем своей среды обитания способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной технологии, которая наряду с научным (познавательным) аспектом решения поставленной учебной задачи включает личностный и деятельностный аспекты. В статье определено понятие «экологическая компетентность», выделены её основные компоненты: ценностно-смысловой, когнитивный, творческо-деятельностный, - которые направлены на развитие всех сфер сознания личности учащихся. Автором статьи раскрыты такие важные дидактические принципы, как экогуманизм, фундаментальность, культуросообразность, принцип визуализации, практико-ориентированный и эколого-краеведческий, принцип системности; предложена система учебных проектов в предпрофильном элективном курсе «Мир живой природы родного города», в которой отражена корреляция между компонентами экологической компетентности, сферами сознания личности и функциями учебного проекта.

Об авторе

A. Matveeva
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия


Список литературы

1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика - 2005. - № 4. - С. 19 - 27.

2. Аникина, А.В. Мир живой природы родного города /География: сборник программ элективных курсов образовательной области «Естествознание»/ Мин-во образования Нижегор. обл., гос. обр. учр. доп. проф. образования «Нижегородский институт развития образования». - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 214с. - С. 29-41 - (Серия программно-методическое обеспечение профильного обучения).

3. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с. (http://www.umo.msu.ru/docs/18.pdf)

4. Винокурова, Н.Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // География и экология в школе XXI века. - 2008. - №3. - С. 47-52.

5. Демидова, Н.Н. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель/ Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 10.04.2015)

6. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетенции учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. - М.: РУДН, 2008. - 159 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

8. Камерилова Г.С. Мотивационный потенциал культурно-экологической среды дополнительного экологического образования/ Г.С. Камерилова // Ecological education and ecological culture of the population: materials of the II international scientific conference.- Prague: Vědecko vydavatelské centrum decko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». - 242. - С. 28 - 34.

9. Камерилова, Г.С. Растущая значимость и стратегические приоритеты современного экологического образования / Г.С. Камерилова // Экологическое образование: теория и педагогическая реальность: Материалы научно-практической конференции. 2 ноября 2005 г. / Под ред. Г.С. Камериловой. - Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. - 266 с.

10. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности школьников при изучении экологии городской биоты/ А.В. Матвеева // Российский научный журнал - Рязань, 1(20) 2011 - С. 245- 250.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др./ Под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2001.

12. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

13. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития/ О.В. Смирнова// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 13.04.2015)

14. Соловьева, Ю.А. Социально-ориентированная проектная культура студентов: понятие и значение в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза / Ю.А. Соловьева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5; URL: www.science-education.ru/119-14512 (дата обращения: 27.01.2015)

15. Технология проектной деятельности [Электронный ресурс]: Школа 2100. - URL: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/working-on-project (дата обращения 10.04.2015)

16. Урсул, А. Д. Перспективы экоразвития /А.Д. Урсул. - М.: Наука, 1990. - 168 с.

17. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет- журнал "Эйдос" (http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.) (дата обращения 18.01.2015)

18. László Berény. Developing environmental competence// Developing environmental competence.- URL: http://www.academia.edu/7734821/Developing_Environmental_Competence (дата обращения 10.04.2015).

19. Morozova E.E. Regional environmental problems and ways of their solution by means of ecological education of schoolchildren and students// International journal of applied and fundamental research.- URL:http://www.science-sd.com/pdf/2013/2/24224.pdf (дата обращения 10.04.2015).

20. Shlyundt SA. Formation of ecological competence of students, as the direction of the implementation the Bologna agreement// International journal of applied and fundamental research.- URL: http://www.science-sd.com/458-24610 (дата обращения 10.04.2015).


Рецензия

Просмотров: 807


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)