Preview

Vestnik of Minin University

Advanced search

THE INFLUENCE OF FAMILY ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SUBJECTIVITY

Abstract

The paper presents theoretical and experimental study of children's subjectivity in the age of transition from preschool to primary school age. Contains an analysis of the development of subjectivity of the child in the age of transition from preschool to primary school age. The process of personality development is seen as a movement from doobjective to presubject and resubjected levels. Presents the results of an empirical study of the development of subjectivity of the child under the influence of the family environment, personality traits and communication parents.

About the Author

O. V. Suvorova
Minin University
Russian Federation


References

1. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

3. Васильева, Е.Н., Суворова, О.В. Ранние предпосылки отклоняющегося поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ч.I. Нижний Новгород: Изд-во НГЦ, 2003. - 60 с. - С. 5- 46.

4. Волкова, Е.Н. Психология субъектности педагога / Под ред. Е.Н.Волковой (Институт психологии Нижегородского государственного педагогического университета). - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 272 с.

5. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков/ Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н.Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. М.: МГППУ, 2007. - 336с.

6. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. - 608 с.

7. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

8. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. - 713 с.

9. Сергиенко, Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. - 2011. - Том 32. - № 1. - С. 120-132.

10. Сергиенко, Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологический журнал. - 2003. - Том 24. - № 2. - С. 114-120.

11. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

12. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

13. Смирнова, Е.О., М.В.Соколова Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 57-68.

14. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М.: Педагогика. - 2001. М.: Педагогика, 1986. - 160с.

15. Суворова, О.В. Внешние и внутренние факторы развития субъектности шестилетнего ребенка // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». Самара, 2010. - Том 12. - №5 (3) (37). - 874 с. - С.718-724.

16. Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). - 2011. - № 14. - С. 127-131.

17. Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Автореф. д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2012. - 48 с.

18. Суворова, О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». - 2011. - Том 13. - №2 (6). - С.1500-1505.

19. Суворова, О.В. Структура субъектности как основание критериально-ориентированной оценки ее развития у старшего дошкольника // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1/ Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2013. 584с. - 352-355.

20. Суворова, О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия / О.В. Суворова, Е.Н. Васильева // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». Выпуск 1 (3). - 2004. - С. 12-26. 411.

21. Ульенкова, У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей. Куйбышев, 1984. - 98 с.


Review

Views: 612


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)