Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено теоретико-экспериментальное исследование детской субъектности в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Содержится анализ развития субъектности ребенка в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Процесс развития личности рассматривается как движение от досубъектного к предсубъектному и просубъектному уровням. Представлены результаты эмпирического исследования развития субъектности ребенка под влиянием семейной среды, особенностей личности и коммуникации родителей.

Об авторе

O. Suvorova
НГПУ им. К.Минина (Мининский университет)
Россия


Список литературы

1. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

3. Васильева, Е.Н., Суворова, О.В. Ранние предпосылки отклоняющегося поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ч.I. Нижний Новгород: Изд-во НГЦ, 2003. - 60 с. - С. 5- 46.

4. Волкова, Е.Н. Психология субъектности педагога / Под ред. Е.Н.Волковой (Институт психологии Нижегородского государственного педагогического университета). - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 272 с.

5. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков/ Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н.Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. М.: МГППУ, 2007. - 336с.

6. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.В. Знаков, З.И. Рябикина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. - 608 с.

7. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.

8. Рубинштейн, С.Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. - 713 с.

9. Сергиенко, Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. - 2011. - Том 32. - № 1. - С. 120-132.

10. Сергиенко, Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологический журнал. - 2003. - Том 24. - № 2. - С. 114-120.

11. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

12. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

13. Смирнова, Е.О., М.В.Соколова Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 57-68.

14. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М.: Педагогика. - 2001. М.: Педагогика, 1986. - 160с.

15. Суворова, О.В. Внешние и внутренние факторы развития субъектности шестилетнего ребенка // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». Самара, 2010. - Том 12. - №5 (3) (37). - 874 с. - С.718-724.

16. Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). - 2011. - № 14. - С. 127-131.

17. Суворова, О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Автореф. д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2012. - 48 с.

18. Суворова, О.В. Структура субъектности в раннем онтогенезе // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». - 2011. - Том 13. - №2 (6). - С.1500-1505.

19. Суворова, О.В. Структура субъектности как основание критериально-ориентированной оценки ее развития у старшего дошкольника // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1/ Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2013. 584с. - 352-355.

20. Суворова, О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия / О.В. Суворова, Е.Н. Васильева // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». Выпуск 1 (3). - 2004. - С. 12-26. 411.

21. Ульенкова, У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей. Куйбышев, 1984. - 98 с.


Рецензия

Просмотров: 491


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)