Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАК НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье охарактеризованы особенности разработанных и внедренных государственных образовательных стандартов трех поколений по направлению «Экология и природопользование» с 1994 года и по настоящее время. Выделены этапы и противоречия развития высшего профессионального экологического образования, которые неразрывно связаны с образовательными стандартами. Первый этап зарождения и формирования самостоятельных экологических специальностей характеризуется первоначальной разработкой содержания профессиональной подготовки специалистов с ориентацией на решение экологических проблем. Характерная черта - отсутствие разделения между техническими и фундаментальными (естественнонаучными) экологическими специальностями, а главная тенденция - ориентация на вновь возникающие научные направления в экологии. Второй этап характеризуется разработкой первого государственного образовательного стандарта. Это этап определения требований к условиям реализации профессиональных образовательных программ и выделения инвариантного ядра содержания этих программ. Третий этап - методическое обеспечение реализации дифференцированных программ. В качестве основных противоречий этого выделяются следующие: между необходимостью введения широкой подготовки будущих специалистов и ограниченностью объема учебного плана; между необходимостью изучения профессиональных дисциплин и отсутствием соответствующих учебно-методических пособий.

Об авторах

Н. Касимов
Московский государственный университет ГПУ имени М.В. Ломоносова
Россия


L. Popova
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Э. Романова
Московский государственный университет ГПУ имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. / А.Г. Асмолов. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 447 с.

2. Доклад ООН 2011 года о человеческом развитии :Устойчивое развитие и равенство возможностей : лучшее будущее для всех, 2011.

3. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н.С. Касимова. - М.: МГУ, 2007. - 348 с.

4. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н.С. Касимов. - Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. - Смоленск: «Универсум», 2004. - С. 31-46.

5. Касимов, Н.С. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / Н.С. Касимов, Э.П. Романова, Н.Н. Марфенин, Л.В. Попова. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 136 с.

6. Красилов, В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты / В.А. Красилов. - М., 1992. - 174 с.

7. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития /под ред. Н.С.Касимова, М., 2008.

8. Наше общее будущее. М., 1989. Программа действий «Повестка дня на XXI век» и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.

9. Образование для устойчивого развития в высшей школе: научные основы и стратегии развития. Под ред. Академ. РАН Н.С. Касимова.- М.: МГУ им. В.М. Ломоносова, 2008.-238с.

10. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. ст. / Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М., 2001. - 445с.

11. Попова, Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем / Л.В. Попова. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - 192 с.

12. Проект Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития»/ под ред. Н.С.Касимова, М.-Смоленск, 2004 (Проект был принят в сентябре 2004г. в Женеве на 11 сессии ЕЭК ООН и Комитета по экологической политике ЭКОСОС ООН).

13. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007.

14. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. / Н.Ф. Реймерс. - М.: ИЦ «Россия молодая» - Экология, 1992. - 367 с.

15. Россия и ЕС : на пути к общеевропейскому пространству высшего образования - сценарии будущего. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

16. Садовский, В.Н. Смена парадигм системного мышления / В.Н. Садовский // Системные исследования. Ежегодник - М.: Эдиториал УРСС, 1996. - С. 64-78.

17. Стратегия экологического образования в Российской Федерации. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 56 с.

18. Учебно-методические материалы по направлению 022000 «Экология и природопользование»: для гос. ун-тов. - ООО «Новосибирский издательский дом», 2011. - 432 с.

19. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А.Д. Урсул // Философия экологического образования - под общ. ред. И.К. Лисеева. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 49-71.

20. ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», утв. Минобрнауки России 22.12.2009, приказ № 795. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m795.html.


Рецензия

Просмотров: 556


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)