Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УЧЕНИЕ СВЯТОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА О ГНОМИЧЕСКОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ ВОЛЯХ

Аннотация

Статья посвящена основной богословской проблеме, возникшей в рамках монофелитских споров первой половины VII века. Обосновывается точка зрения св. Максима Исповедника, согласно которой волю следует относить к природе и, таким образом, рассматривать ее как принадлежность природы. Согласно такой точке зрения, поскольку Христос в одном своем Божьем Лице соединяет два естества, а воля есть принадлежность природы, то Он имеет две воли, каждая из которых соответствует одному из двух Его природ. Воля Божественная - природе Божественной. А воля человеческая - человеческому естеству. Наряду с признанием и обоснованием первой точки зрения рассматривается точка зрения, согласно которой волю следует рассматривать как принадлежность Лица. Как Его атрибут. Речь идет о так называемой гномической воле или, другими словами, воле выбора. Христос обладает только естественной волей. Человек обладает и той, и другой. Согласно такой точке зрения, так называемая свобода выбора есть не подлинная свобода, поскольку обусловлена искажением (деформацией) человеческой природы, вызванной первородным грехом.

Об авторе

Д. Воробьев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных наук


Список литературы

1. Антропология восточно-христианской богословской мысли. СПб.: Никея, 2009. Т. 2. 672 c.

2. Афанасий Великий. Избранные произведения. М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, 2006. 176 с.

3. Афанасий Великий. Творения: в 3-х томах. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. Т. 1. 864 с.

4. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Минск: Харвест, 2008. Т. 3. Т. 4. 767 с.

5. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2013. 464 с.

6. Иоанн Мейендорф, протоирей. Византийское богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. 336 с.

7. Кочеров С.Н. Парадоксы моральной свободы // Этическая мысль. 2015. Т. 15. С. 5-27.

8. Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 c.

9. Максим Исповедник. Избранные творения. М.: Паломник, 2004. 496 с.

10. Максим Исповедник. Диспут с Пирром. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. 532 с.

11. Орлов И.А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Краснодар: Текст, 2010. 208 с.

12. Силуан (Туманов), игумен. О нашей вере. Саранск, 2007. 280 с.

13. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. М.: АСТ, 2003. 637 с.

14. Шапошников Л.Е. Исторические темы в отечественной духовной традиции // Вестник Мининского университета. 2013. №1.

15. Pauline Allen, Bronwen Neil. Maximus the Confessor and his Companions: Documents from Exile. Oxford, New York: Oxford University Press, 2003. P.16.

16. The Seven Universal cathedrals. Jordanvill. N.Y. (USA): Holy Trinity Monastery, 1968. P. 100.


Рецензия

Просмотров: 1277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)