Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологического здоровья профессорско-преподавательского состава вуза, систематизированы причины и факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания преподавателей. Выявлены признаки, характеризующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется методологии и результатам проведённого эмпирического исследования предрасположенности к синдрому. Прослежено наличие у преподавателей вуза определенных личностных характеристик, предрасполагаемых к формированию и развитию эмоционального выгорания. Выявлено, что синдром оказывает влияние не только на преподавателей, но и опосредованно на студентов учебного заведения. Отмечается зависимость степени тяжести синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа работы преподавателя. Определено, что для противостояния выгоранию преподавательский состав вуза должен обладать, соответствующими ресурсами, представляющими внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Об авторе

А. Поначугин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
к.э.н., доцент


Список литературы

1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009. 122 с.

2. Буртовая Н.Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы [Электронный ресурс]. URL: https://psibook.com/articles/lichnostnye-i-professionalnye-predposylki-formirovaniya-emotsion (дата обращения: 30.03.2017).

3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Высшее образование и наука [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia. ru/4_ 39931_visshee-obrazovanie-i-nauka.html (дата обращения: 30.03.2017).

4. Дятлов В.А., Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. 104 с.

5. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: автореф. дис.. канд. психолог. наук: 19.00.07. Н.Новгород, 2008. 28 с.

6. Лисняк М.А., Горбач Н.А., Логинова И.О., Машукова М.А. Эмоциональное выгорание преподавателей медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Сибирское медицинское обозрение. 2014. №6(90). C. 15.

7. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 56 с.

8. Поначугин А.В., Ворошилова О.С. Сетевое обучение: «за» и «против» // Молодой ученый. 2016. №8. С. 148-152.

9. Путинцева И.А. Актуальность решения проблемы профессионального выгорания педагогов в условиях деятельности современной школы [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ professionalnoe-vigoranie-pedagogov-puti-preodoleniya-548066.html (дата обращения: 30.03.2017).

10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008. 192 с.

11. Николаевский национальный университет им. В.А. Сухомлинского. Синдром выгорание педагогов [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles. ru/preview/5538884/ (дата обращения: 01.04.2017).

12. Профессиональное выгорание педагогов [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/professionalnoe_vygoranie_pedagogov/ (дата обращения: 01.04.2017).

13. Образование в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia. ru/5_58575_obrazovanie-v-sovremennoy-rossii.html (дата обращения: 30.03.2017).

14. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) [Электронный ресурс]. URL: http://victorvorobyov.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html (дата обращения: 31.03.2017).

15. Brenda Y.P. et.al. Coping strategies as moderators in the relationship between role overload and burnout Department of Politics and Sociology, The University of Hong Kong, Hong Kong, 2008.

16. Gueritault C.V., Cooper C. Understanding occupational burnout and new approaches for its prevention: A review of the literature // Journal de Therapie Comportementale et Cognitive. 2004. Vol.14(2). P. 59-70.

17. Jean A. The relationship of teacher efficacy, burnout, experience and the referral of disruptive studies, dissertation abstracts international. 2000. Vol. 61. P. 78.

18. Pines A.M. A psychoanalytic-existential approach to burnout demonstrated in the cases of a nurse, a teacher, and a manager // Psychotherapy: Theory/Research/Practice/Training. 2002. №39(1). P. 103-113.

19. Schaufeli W., Leiter M., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. Vol. 14. №3. P. 204-220.

20. Vijayalaxmi G. Impact of stress in work place and coping strategies, Edu Tract, Monthly scanner of trend in Education, Publisher Sureshchandra Sharma. October 2012. Vol. 12. №2.


Рецензия

Просмотров: 680


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)