Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИЗУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В статье актуализируется проблема развития памяти и мнемических способностей обучающихся как важнейшего компонента познавательной активности, обеспечивающей качество и результативность образования. На основе теоретического анализа научно-психологических исследований и собственного педагогического опыта авторы последовательно раскрывают сущность мнемической деятельности, структуру, факторы, обуславливающие ее развитие, способы и средства ее совершенствования. Предпринята попытка исследования закономерностей и механизмов развития мнемических способностей студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования. Полученные авторами результаты констатируют низкий уровень развития способностей к запоминанию, демонстрируемый студентами на фоне общего снижения познавательных интересов и мотивов учебной деятельности. Делается вывод о необходимости специальной работы, направленной на оптимизацию мнемических способностей, предлагаются конкретные пути и методы тренировки и развития памяти в образовательном процессе и вне его. Акцентируется внимание на необходимости развития профессиональных умений и компетенций, познавательных способностей, имеющих свою специфику с позиций конкретной профессиональной деятельности.

Об авторах

М. Бывшева
Уральский государственный педагогический университет
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства


А. Кобалян
Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж архитектуры и строительства № 7»
Россия
преподаватель специальных дисциплин


Т. Ханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования


Список литературы

1. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 380-389.

2. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. 2012. №3. С. 28-32.

3. Выготский Л.С. Эйдетика // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 178-200.

4. Гарибян С.А. Активизация мышления, развитие памяти [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/jpq (дата обращения: 11.03.2017).

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 465-476.

6. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/priroda-mnemicheskikh-sposobnostei-i-differentsiatsiya-obucheniya (дата обращения: 16.04.2017).

7. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/modulnoe-obuchenie-tselepolaganie-struktura-i-proe (дата обращения: 12.03.2017).

8. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №5-2. С. 81-85.

9. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Госучпедиздат, 1931. 279 с.

10. Методика «Числовые ряды» // Альманах психологических тестов. М., 1995. С. 139-140.

11. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1950. 264 с.

12. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 422 с.

13. Ханова Т.Г. Использование MOODLE в образовательном процессе вуза // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. №2(3). С. 140-143.

14. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009. 319 с.

15. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. М.: Академия, 2005. 218 с.

16. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 2000. С. 243-264.

17. Rossova Yu.I. Students’ project activities in the context of standardization of education // European Journal of Natural History. 2016. №5. Р. 102-104.


Рецензия

Просмотров: 543


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)